Странные казахские обычаи. Часть 2 — Плюнь, чтоб новую звезду зажечь

0
1334
Иллюстрация Ансаган Мустафа, нарисованная специально для материала

Очень много казахских примет связано с түкіру (букв. плевать).

О красноречивом человеке говорят «аузына шайтан түкіргендей» (ему черт в рот плюнул).

Родители просят сплюнуть на землю, чтобы восхищенный гость случайно не сглазил ребенка.

Многие приметы связаны с запретом плевать в направлении неба, в сторону луны, шанырака, в колодец и т.д. Однако (что очень удивительно) не возбраняется плевать в рот. Разумеется, взрослому человеку в рот не плюнешь, чаще всего мишенями становились (и становятся) уста младенца. Столетия назад был широко распространен обычай, когда один из родителей просил прославленного акына, музыканта, батыра, бия или просто авторитетного аксакала ауызға түкіру (плюнуть в рот) своему ребенку. Родитель хотел, чтобы его чаду перешли качества, составившие славу степной знаменитости. Возможно даже, что встречались родители, которые проделывали большой путь, чтобы добраться до человека, качества и таланты которого хотели бы видеть в своем ребенке. Родители затем могли хвастаться этим событием перед гостями, при всяком удобном случае напоминать ребенку, что бездарным он теперь вырасти не может. От этого был своеобразный эффект.

Отголоски обычая сохранялись и в двадцатом веке, реже, но все еще встречается и в наши дни.

Следует правильно понимать, что речь идет не о смачном харчке, а о символическом действии, изображающем плевок, обычно вся процедура ограничивается воспроизведением звку «тьфу-тьфу».

В отдельным статьях в интернете приведены примеры известных в истории личности, которые по просьбе родителей таким вот образом «передавали» ребенку свои качества. Например, в уста будущего известного ученого Бейсенбая Кенжебаева сплюнул прославленный поэт Магжан Жумабаев. Выдающийся композитор Нургиса Тлендиев проделал этот обычай с маленьким тогда еще известным в будущем исполнителем Мейрамбеком Беспаевым (один из участников коллектива «МузАРТ»).

Хочу в переводе привести выдержки из статьи журналистки Акмарал Мырзахметовой, которая обратилась к нескольким известным творческим личностям с целью узнать, приходилось ли им когда-нибудь ауызға түкіру:

Мархабат Байгут, писатель, журналист, общественный деятель:

— Я близко знаком с обычаем ауызға түкіру. Потому что в своих поездках по стране многие обращаются ко мне с этой просьбой: «сплюньте моему ребенку в рот, пусть вырастет таким, как вы». Не могу сосчитать, скольким детям сплюнул в рот, но в каждой поездке сталкиваюсь с этим обычаем. Говорят, поэт и писатель Аскар Токмагамбетов любил шутить, что «цена одного его плевка равняется стоимости коня». Коня не требовал, но и не отказывал родителям.

Багдат Самединова, исполнительница:

— С гастролями ездим по регионам и аулам. Во время них бабушки приводят ко мне своих дочерей. «Плюнь им в рот, пусть будут такими же талантливыми, как и ты», — говорят он мне. Тяжело отказать в этой просьбе. Разумеется, в прямом смысле я не плюю им в рот, но принюхиваюсь ко лбу, целую в щечки и просто символически делаю «тьфу-тьфу». Говорю им «дана бол, дара бол, бұрымды бол, қылықты бол, назды бол, сазды бол, мен секілді әнші бол!» и целую в лоб. Один раз сплюнула в рот одной беременной девушке. Смешная ситуация, конечно, но такова была ее просьба. «Скоро у меня родится дочка, хоть еще и не родилась, но желаю, чтобы стала исполнительницей, как вы», — просила она и я не смогла отказать. На самом деле, это большая ответственность. Если люди берут с тебя пример, то и ты пытаешься соответствовать их ожиданиям.

Сохранилась история, которая гласит, что однажды астанинские акыны Балгынбек Имашев и Серикзат Дуйсенгазин поехали в Шиелинский район Кызылординской области на той. По просьбе гостей акыны начали состязаться в айтысе. Как только Балгынбек ударил по струнам, одна бабушка вышла из толпы и объявила, что подарит айтыскеру костюм. Передавая ему свой подарок, бабушка сказала: «Ты счастливый человек, обласкан народной любовью. Сплюнь моему внуку в рот, пусть будет таким же акыном, как ты». Как только акын это сделал, народ попросил его дать бата ребенку. Говорят, Балгынбек взял домбру и сымпровизировал:

Аллаға деп жүргейсің шүкір інім, (Восхваляй Аллаха, братец)

Құдайға болмағайсың күпір інім. (Не будь безбожником, братец)

Мүмкін менің бұл батам қабыл болар, (Возможно, мой бата будет благословен)

Өйткені Қабан жырау тұқымымын. (Потому что я потомок Кабан жырау)

Ойпырмай, мен шынымен бақыттымын, (Надо же, я действительно счастливый)

Костюм-шалбар тұрады түкірігім. (мой плевок стоит цену костюма)

Отмечу, что юмор, если верить Бродскому, первое, что теряется в переводе, поэтому лучше все-таки овладеть казахским, если не смогли осилить стихи в оригинале.

Я встретил одно объяснение, которое описывает историю происхождения этого обычая:

Кызыр ата однажды пришел в гости к Хазрет Султану. Ходжа Ахмет Ясауи послал своих учеников за дровами. По пути пошел дождь, и все ветки промокли. Дрова дымились и не воспламенялись. Только у ученика по имени Сулеймен ветки оказались сухими. Еду удалось приготовить только благодаря его дровам. Кызыр спросил:

— Сынок, как твои ветки оказались сухими?

— Я завернул дрова своим чапаном, только так смог уберечь от дождя, — ответил ученик. Кызыр остался доволен смышленностью юноши.

— Сынок, пусть твоим именем будет Хаким. Да одарит тебя Аллах мудростью и знаниями, — произнес Кызыр, дал бата и плюнул ему в рот. Кызыр благотворно повлиял на юношу, Хикмет стал быстро набираться знаний и мудрости. Научился исполнять суры Корана в песенной форме. Народ последовал за ним и начал постигать Коран. С тех пор существует обычай просить гостя плюнуть в рот младенцу. С тех времен осталась мудрость «жақсыдан — шарапат, жаманнан — кесапат» (от хорошего человека всегда идет добро, от плохого — зло).

Среди моих знакомых есть один, который признался, что в детстве ему в уста сплюнула известная исполнительница. Если говорить о его нынешних способностях, то да, он действительно талантливый. Возможно и ваши таланты берут свое начало в глубоком детстве, мало ли, возможно вы стали частью этого обычая. Спросите у своих родителей всю правду.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here