С Вадимом Борейко не знаком (нет, не собираюсь осуждать автора), но лицо «бородатого неулыбчивого мужика» (так воспринимал его ребенком) знакомо еще с детства по газетам «Караван» и «Время». Особенно интересны были комиксы на злобу дня в первых номерах «Каравана», созданные совместно с иллюстратором Кадырбаевым. Хорошо помню один из них, по сюжету которого японцы крали алматинские автобусы.
Говорят, хороший логотип бренда должен быть такой, чтобы его смог запомнить даже пятилетний мальчишка. Если это утверждение верно, то в первой тройке узнаваемых, как нетрудно догадаться, окажутся символы Мерседеса, Айфона и, наверное, 550-летия Казахского ханства.
В режиме блиц определил те, которые запомнились лично мне в моем детстве, которое пришлось на 90-е. Заставка телекомпании ВИД, эмблема театра сатиры «Тамаша» и логотип фонда «Алиса Союз Инвест» во время первой приватизации. Как в этом списке оказалось лицо Вадима Николаевича, которое запомнил еще ребенком? Ответ на этот вопрос нашел в предисловии к книге от режиссера Ермека Турсунова: Борейко — бренд.
Уже взрослым читаю Вадима Николаевича в фейсбуке, следил за его журналистским творчеством в пору, когда он заведовал кухней казахстанского Форбса. Поэтому когда появилась весть о выходе его книги «Котелок», было незамедлительно решено — покупать.
«…автор показывает, как его жизнь переплелась с главными событиями в истории Казахстана за последние три с половиной десятилетия», — говорится в аннотации к книге. Меня заинтересовали последние тридцать. Наверное, в силу того, что до этого времени меня еще не было на свете. С особым интересом прочитал о событиях 1986 года глазами автора, было интересно узнать, что он пристутствовал на суде над Кайратом Рыскулбековым. Дальше уже шла аналогия. 2006 год. Убийство Алтынбека Сарсенбаева. Вадим Николаевич пишет, что новость встретил в редакции. Я — на парах в университете. 2011 год. Жанаозен. Борейко — замредактора «МК в Казахстане». Я — редактор на «Хабаре». И т.д.
Тем не менее это не историческая летопись, в книге автор много пишет о своих приключениях, разбавляя повествование обильным упоминанием алкоголя, что даже я, человек непьющий, к концу чтения чувствовал необходимость опохмелиться. Книгу прочитал за один присест, все предельно быстро усваивалось благодаря моему политологическому образованию и опыту работы в журналистике. Язык понятный. К тому же некоторые вещи уже публиковались на личной странице автора в фейсбуке. Некоторые интервью, как например с Ермеком Турсуновым, уже выходили где-то в сети, но тем не менее было интересно вновь ознакомиться с ними.
Наверняка, многие из читателей встретят в книге имена общих с автором знакомых. Я не стал исключением и оттого все это читалось с двойным интересом. Часто приводятся курьезные случаи из жизни. Особенно понравилась «Быстрая реакция»:
В деле юмора важна быстрая реакция.
Как-то листаю газету «Фокус», ныне усопшую, и спрашиваю Асипова:
— Марат, а как по казахски будет «фокус»?
— Покус, — мгновенно ответил он.
Сөз тапқанға қолқа жоқ, Марат аға! 🙂