Мы мало говорим о своих выдающихся деятелях в истории, если и говорим, то штампами. Несмотря на третий десяток, я остаюсь законченным идеалистом и почему-то воображаю, как молодые люди вроде меня разбирают в кофейнях не моду, не гаджеты, а свою историю и культуру, как деятели Возрождения — великих античности, как прерафаэлиты — времена Шекспира. Я решил время от времени писать на эту тему, чтобы, во-первых, подбросить тему для разговоров за кофе, а во-вторых, раскрыть неизвестные стороны жизни великих деятелей прошлого. Я думаю, если общество будет больше мусолить эту тему, то в культуре мы раньше получим свой Сецессион, возможно, приблизим наступление казах(стан)ского постмодерна (хотя, надо полагать, мир уже пребывает совсем в другой культурной эпохе, названия которой еще не придумали).
Сегодня я поведаю о неизвестных сторонах жизни Абылай хана, о котором знает практически каждый житель нашей страны. Кто-то ассоциируют его с памятником у алматинского вокзала, многие по школьной программе помнят его как выдающегося политика, полководца и дипломата, который лавировал между двумя державами того времени — Россией и Китаем, умело отстаивая интересы казахского народа. Ну и самые желчные из читателей напомнят полумифическую историю, связанную с ЕНТ, когда в вопроснике по истории, якобы, обнаружился вопрос о том, сколько же зубов было у коня Абылай хана. В любом случае, дальше общих формулировок, таких, как, «укрепил казахскую государственность», «объединил три жуза» и т.д., дело не доходит.
Почему-то, когда речь идет о Петре І, не возникает никаких проблем с ассоциативным рядом. Да, политик, реформатор. Именно в этом качестве вошел в историю. Но помимо этого первый российский император был плотником, часовщиком, гравером, стоматологом, кораблестроителем и т.д. Американский президент Линкольн известен тем, что сменил несколько профессий, включая почтальона, землемера, лодочника и лесоруба. Много ли фактов об Абылай хане вы можете вспомнить? Это беда нашего времени и недоработки популяризаторов истории. Можно тысячу раз осуждать советские ужасы, когда историка Бекмаханова осудили на двадцать пять лет лагерей только за то, что он хотел написать правду о нашей истории, но что же мешает нам заниматься этим сегодня?
Пусть моя скромная попытка будет полезной и сообщит вам о новых фактах, которые, как я надеюсь, надолго останутся в вашей памяти.
Абылай хан — кюйши.
Часы посещения Музы строго не регламентированы. Это правило справедливо и в отношении сильных мира сего, которым также не чужды творческие порывы. Чтобы современнику было легче в это поверить, приведу в качестве примера действующего Президента страны Нурсултана Назарбаева (хочу предупредить, что пост не имеет отношения к избирательному периоду и «Нур Отаном» не проплачен): он пишет стихи и играет на домбре, а еще, судя по роликам, гуляющим в сети, неплохо исполняет песни на казахском и русском языках. Но времена сейчас другие, а нравы более свободные: Главе государства нет необходимости скрывать свое имя, творить под псевдонимом и «собственных стыдиться книг». Даже в более продвинутом девятнадцатом веке простому торе (тюря, потомок Чингисхана, представитель знати, белая кость) трудно было посвятить свою жизнь музыке, ибо негоже было знати предаваться забавам простого народа. Из позапрошлого столетия только имя кюйши Даулеткерея не вписывалось в тогдашний тренд. По иному дела обстояли триста с лишним лет назад, к тому же речь идет о хане. Что говорить, когда даже современница Абылай хана — российская императрица Екатерина Вторая, увлекавшаяся либеральными взглядами французских философов, вынуждена была писать свои пьески под псевдонимом? Но тем не менее до нас дошли около двадцати кюев Абылай хана (сколько их было на самом деле уже никто не знает), многие из которых отобразили общественно-политическую ситуацию того времени: «Ақ толқын», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Майда жел», «Шаңды жорық» (Пыльный поход).
Вкратце расскажу здесь историю создания кюя «Жетім торы», которую поведал правнук хана Шокан Уалиханов. Когда во время «Пыльного похода» (военно-политическое событие в истории казахов) пал Батыр Баян, его гнедой конь не покорился врагу и вернулся в стан казахов. Абылай в спешном порядке начал формировать отряды, чтобы выступить в поход. Тулпар, пробив ряды, встал на то место, которое было положено погибшему батыру. Абылай, посмотрев в глаза животного, прослезился. «Бедный конь, лишившись хозяина, ты стал сиротой, как и я стал им, потеряв своего батыра», — произнес Абылай хан. После возвращения из похода правитель сочинил кюй.
К сожалению, мне не удалось найти в интернете произведение Абылай хана. Именно поэтому в начале статье я упоминал недоработки популяризаторов истории.
Абылай хан — архитектор нового типа казахского жилища
По дошедшим до нас легендам известно, что выдающийся хан мечтал о том времени, когда его соотечественники станут вести оседлый образ жизни. При жизни хана его мечтам не суждено было сбыться, о чем он говорил перед джунгарским контайшы и вспоминал перед смертью.
Абылайша. Шынжан, Алтай. Осенняя стоянка Бельбулак, 2008. Из материалов ЦГМ РК.
И поэтому неудивительно, когда в одном источнике я вычитал о том, что Абылай хан придумал новый тип жилища (кстати, этот факт доныне не был опубликован ни в одном СМИ, поэтому эта упоминание — первое и эксклюзивное). Об этом пишет российский этнограф Николай Харузин (1865-1900) в своей работе «История развития жилища тюркских и монгольских народов»:
«Далее среди киргизов [в российской историографии до двадцатого века казахов неправильно именовали киргизами — прим. мое], даже тех, которые перешли уже к полуоседлому быту, сохраняются или в качестве временных, походных жилищ, или в качестве жилья беднейшей части населения ряд форм, повторяющих тип первобытного конического шалаша. Так напр., на рис. 3 мы видим пример подобного походного шалаша, состоящего из жердей, связанных на верху и прикрытых кошмой так, что остается отверстие для входа и. дымовое отверстие наверху; огонь раскладывается посередине. Иногда походный шалаш (кош), служащий также и жилищем пастухам, устраивается наподобие конических шалашей алтайских тюрков: кош, употребляемый азиатскими киргизами, в своем простейшем виде состоит из деревянных кругов от 1-2 саженей в диаметре, соединенных по окружности жердями. Несколько более сложный тип представляет употребляемый азиатскими же киргизами тип шалаша, известный под названием аблайча; она состоит из прямых жердей, поставленных наклонно; на верху жерди вставляются в особо для того приспособленный круг — чангарак. Одна кошма покрывает остов, причем так, что на верху оставляется отверстие для дыма. В настоящее время аблайча употребляется только в качестве поход ной юрты. Народное предание приписывает изобретение хану Аблаю, который ввел эту форму шалаша для своего войска, откуда и название шалаша-аблайча.
По своей форме аблайча резко отличается от остальных видов жилищ у киргизов, и предание, приписывает изобретение ее у киргизов хану Аблаю, по-видимому, стремилось лишь объясняет то резкое отличие, которое представляет более архаичный тип шалаша, от сравнительно сложных по своему устройству решетчатых кибиток. Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться, что коническая форма шалаша является распространенной и наиболее древней у тюркских народностей, что она была известна монголам, и что этот тип следует считать первичным в истории развития жилья у указанных племенных групп».
Этнограф Петр Маковецкий только подтверждает эту версию: «Это – походная юрта, придуманная ханом Аблаем для своего войска, оттуда и название юрты «аблайча».
Если фотография журнала Life достоверна, то абылайша использовалась совсем недавно — в 1958 году:
А это уже в Алматинской области в наши дни (фото Якова Федорова):
По сути, речь идет об историческом аналоге современной походной палатки, удобной в быту, и если бы во времена правления хана было развито предпринимательство, то он мог бы сделать себе состояние на этом. Очевидно, что во времена Абылая жилье было более доступным населению, нежели сейчас.
Абылай хан — разработчик нового туристического маршрута
Разумеется, вряд ли правитель задумывался о том, что прокладывает перспективный туристический маршрут, когда он, как утверждает историк Талас Омарбеков, переселил часть алатауских киргизов на территорию Среднего жуза по т.н. «тропе Абылая» (ханской тропе, қаз. Абылай жолы, Хан жолы). Вообще, с именем правителя связаны места, которые составляют гордость современного туризма в Казахстане: Бурабай, Туркестан, Улытау и т.д.
Хотя на самом деле «тропа Абылая» — это маршрут, по которому казахи, жившие вдоль рек Талас и Шу, добирались на джайляу через Голодную степь. Раньше по нему проходили караваны. Абылай хан проходил по маршруту со своим войском, с тех пор он носит его имя. Маршрут выглядел следующим образом: Казахский мелкосопочник — озеро Мамай — озеро Итемген — горы Моншакты — река Иртыш — Акмола — озеро Майбалык — река Нура — Кулан ольмес — горы Алкалык — горы Ескеней — река Сарысу — река Манак — источник Актас Егиндибулак — источник Ажар — источник Тасжарган — горы Байгара — пески Бетпакдала — река Шу — река Талас — Алатау Хантау (здесь было стояние Абылая в 1753 году). Маршрут оставался функциональным вплоть до начала двадцатого века.
У нас принято много говорить о развитии туризма в стране, но надо сказать, что до сих пор не рарзработан популярный маршрут. Хотя даже в соседнем Узбекистане такой существует и называется «Великий Шелковый путь». Конечно, можно много рассуждать на тему протяженности между достопримечательностями и неудовлетворительным состоянием транспортной инфраструктуры, но мы обладаем всеми возможностями разработать аналогичный туристический маршрут по югу страны. И также продумать запуск турнаправления по «тропе Абылая».
Такая практика, как составление туристического маршрута по следам исторических персоналий общепринята в мире. К примеру, в 2014 году в Бельгии проложили маршрут по тем местам, где шагала армия Наполеона во время его «ста дней». На пути следования туристических групп установили 200 информативных стендов, с помощью которых туристы узнают о местах, где армия совершала привалы, а также вспомнят об исторических событиях того времени. Открытие «дороги Наполеона» стало частью масштабных торжеств по случаю 200-летия битвы при Ватерлоо, которое пройдет в 2015 году. А мы 300-летие Абылай хана благополучно профукали в 2013 году.
Отзывы на пост: