Автор: Евгений Лумпов
Современное искусство часто обвиняют в нарочных вульгарных прикосновениях к высоким материям, за которыми можно скрыть как легкомыслие, так и недостаток мастерства.
А насущные повседневные темы при этом остаются невостребованными. К счастью, это не аксиома. Миниатюрная выставка Бахытжана Бухарбаева, сиротливо притаившаяся в закоулке Дворца независимости, наглядно демонстрирует обратное — повседневность художественно неисчерпаема.
Бахытжан Бухарбаев в изобразительном искусстве имя новое. Он блогер и политолог и, хотя профессионального художественного образования не имеет, с карандашом не расстается с детства и к самореализации на творческом поприще шел долго и упорно. Его первая выставка — «Өмір шеңбері» — состоялась в Алматы в прошлом году. Двадцать работ карандашом, маслом и акварелью, выставленных в галерее «Белый рояль», легко убедили собравшихся в том, что муза посещает художника в компании остросоциальных проблем.
Нынешняя же выставка Бухарбаева создана исключительно углем. Причем тем самым — добываемым из недр родины, а если точнее — из Шубаркольского месторождения. Его 30-летию она, собственно, и посвящена. «В современном мире, — утверждает художник, — так много красок и шума, что за этим теряется сам смысл: а ради чего весь этот блеск? Я хотел показать, что прекрасное может лежать буквально у нас под ногами. Уголь — тот предмет, с которого многие семьи начинают свой день, но многие ли задумываются, что его можно использовать творчески?»
Немногочисленные работы Бухарбаева как могут романтизируют откровенно нелегкий труд шахтеров, однако иллюстративность в них зачастую превалирует над художественностью, и это немного смущает. Есть стойкое ощущение, что ряд работ сделан исключительно с фотографий, которые (прошлых и нынешних лет) объективно разбавляют графику. Это придает всей экспозиции некоторую легковесность, налет скорее социальной акции, нежели арт-мероприятия. В общем-то, и трудился над своими работами художник всего шесть месяцев — отсюда, видимо, и количественные показатели. Впрочем, когда дело доходит до искусства, тут все-таки качество — главный критерий, и потому стоит говорить прежде всего о нем.
Нет, всех деталей авторского стиля угольные творения Бухарбаева не утратили. В одних работах сохранилось тонкое чувствование атмосферы, в других — аптечная точность и лаконичность замысла, в третьих — элементарная насущность по-прежнему занимала авансцену. Однако своим прошлогодним собратьям эти работы откровенно проигрывают. И дело тут совсем не в палитре. В экспозиции «Өмір шеңбері» была неумолимая глубина мысли, была дерзость, приправленная ненаигранной грустью, но самое главное — была национальная, ментальная составляющая, которая и делала работы особенно ценными для ума и привлекательными для глаза трезвомыслящего зрителя.
Угольная графика открыточна. В ней все намеками и полутонами. Вроде бы заявлен тяжкий труд, а нет его, как нет и выразительной уникальности. Есть уголь, есть техника, есть люди, а места действия нет, и сверхзадачи, потянувшей бы за собой художественную составляющую, — тоже. Рядовой зритель ни за что без посторонних разъяснений не поймет, что работы выполнены кусочками черного золота, а значит, и эта часть замысла художника нежизнеспособна в отрыве от него самого, тогда как изобразительное искусство испокон веков стремилось и стремится к этому — к свободе от дополнительного нарратива. И только пресловутые фотографии шубаркольских будней привязывают графику Бухарбаева к реальности, но это, увы, им ценности не добавляет.
И все же свою главную задачу блогер и политолог Бухарбаев выполнил. Он действительно показал, сколь многообещающи резервы будничных трудов и проблем для тех, кто отыщет в них вдохновение, и действительно обратил в очередной раз внимание общественности, как из сфер искусства, так и из социальных сфер, на проблемы актуальные, а не восторженно-заоблачные. У нас уже было искусство с реальностью без проблематики, потом было искусство с проблематикой без реальности. Вероятно, пришло время синкретизма. Ждем новых выставок.