Вступление
Недавно я выехал в сторону Атакента. Путь был не далекий, но пробки — этакий сложный организм со своим нравом и волей — давно уже обзавелись алматинской пропиской и оттого я потратил на дорогу что-то около пятидесяти минут. В салоне звучало «Казахское радио», шла передача, посвященная системе образования, был приглашенный гость, которому, видимо, была по вкусу роль эксперта. Все пятьдесят минут, не отрываясь на рекламу или прогноз погоды, ведущий с гостем перебрали состояние современного образования и, кажется, даже ловили в этом кайф. Но не это главное. Самое интересное, на что я обратил внимание, заключалось в том, что гость в течение всего эфира около тридцати раз процитировал Абая, дважды — Президента и один раз — Мыржакыпа Дулатова.
Абай у нас остается самым цитируемым классиком, несмотря на то, что много где мне приходилось видеть и слышать выдержки из выступлений Главы государства. Этих деятелей разделяет более ста лет времени. Почему же об остальных мы слышим мало? Возникает вопрос: немодно ли нынче мыслить или же это огрехи идеологической работы?
Дефицит современных героев только на руку героям прошлого, образ которых благодаря этому нарастает новыми слоями легендарности. Вплоть до абсурда.
Абай и абсурд (пример того, как немодно мыслить)
У Абая есть замечательная выдержка: «Ішім толған у мен өрт». Думаю, за три десятка лет мне удалось более или менее ощутить это состояние эмпирически. Уверен, многие юноши и девушки, полные максимализма и романтизма, также сталкивались с ним на собственном опыте, когда коррупционные, бюрократические, непотические и другие (вставьте любое негативное слово, характеризующее наше общество) препоны социума серьезно испытывали наше желание и возможности пламенно служить народу (а некоторых даже ломали).
Каждый сам волен трактовать эти стихи, но однажды у меня состоялся разговор с одним человеком, который, видимо, никогда не слышал, что такое метафора. Вспоминая тот диалог, я до сих пор испытываю неподдельный шок. Он был убежден в том, что эта фраза служит прямым доказательством того, что Абай принимал яд в малых и больших дозах, тренируя свой организм (!). Что?!
В истории известны личности, которые действительно принимали яд годами, вырабатывая в организме устойчивость. Например, достоверно известно, что заговорщикам не удалось убить Распутина, подсыпав ему в пирожное и вино лошадиную дозу цианистого калия. Офигевшие от живучести «святого черта» его убийцы — князь Юсупов и Пуришкевич — добили его из пистолета. Распутин задолго до своего убийства предсказал свою смерть и долгие годы баловал организм ядом в малых дозах. Другой пример, который я вспоминаю сейчас благодаря книгам, с жадностью поглощенным в школьные годы, — Агриппина младшая, известная в истории как мать безумного императора Нерона.
Она выработала невосприимчивость организма к ядам, принимая териак, тоже своеобразный яд, и попытки подосланных сыном заговорщиков убить ее путем отравления не приводили к результату. Смерть ее также была от оружия.
В обоих примерах у принимавших яд были веские мотивы годами вырабатывать в себе невосприимчивость к нему, поскольку они не без оснований опасались заговоров. Интересно, о чем (и самое главное, чем?) думал тот человек, с пылом и жаром пытавшийся убедить меня в том, что Абай также был любителем выпить яд? Возможно, он не знал, что такое метафора, но, кажется, выводы свои строил на основе интернет-мема «Автор, выпей йаду». Правильно говорят казахи, естімеген елде көп.
А стихотворение Абая называется «Өлсем, орным қара жер сыз болмай ма?» Обязательно прочтите его, уверен, каждый найдет в нем свое.
О забытых героях (пример недостаточной идеологической работы)
Некоторые могут возразить, а что делать, если нет героев сегодняшних, ну или хотя бы вчерашних? Вот и обрастают старые слоями славы и легендарности. Я приведу один пример. Как-то я искал в гугле информацию о том, кто из казахских спортсменов первым завоевал олимпийское золото. Гугл не имел единого мнения на сей счет, но выдал имя спортсмена с интересной биографией — — борца классического стиля Шамиля Серикова.
За свои короткие 33 года жизни ему удалось добиться того, о чем многие спортсмены только мечтают. Шамиль Сериков становился двукратным чемпионом мира, чемпионом Европы, олимпийским чемпионом в 1980 году, многократным чемпионом Казахстана и СССР. Другого такого титулованного нашего чемпиона я не припомню. А многие ли из моих читателей вообще слышали о нем?
Продолжаю перечислять его достижения. Шамиль Сериков вошел в Книгу рекордов Гиннесса — за одну минуту сделал шесть бросков. Знавшие его утверждают, что он всегда побеждал вчистую, не по очкам, сразу укладывал на лопатки. В прошлом году его посмертно включили в Зал Славы борьбы Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA), тем самым он стал первым казахским спортсменом, которого Федерация поставила в один ряд с величайшими борцами современности.
История простого парня, в свое время покорившего вершину спортивного Олимпа, его трагический конец, удивительно похожи на готовый качественный киносценарий. Иногда я даже думаю, что будь он американцем, о нем бы уже давно сняли оскароносный фильм в Голливуде. Целое поколение моих сограждан, потребителей кинопродукции, уже успело вырасти на чужих героях. Это скорее плохо, чем хорошо.
Вот так и живем. Скоро начнем приписывать любую фразу Абаю, как это делают в случае со Стивом Джобсом, когда не могут вспомнить авторство той или иной фразы. Будем и дальше восхищаться героями чужбины, несмотря на то, что крепко стоим на плечах собственных забытых героев. Но всему приходит конец и я думаю, что переходный период уже подобрался к своему завершению.