Что посмотреть в Узбекистане. 40 ценных советов по Хиве и Нукусу

0
4837

Схема нашего передвижения по Узбекистану, 12-18 января 2015 г.

Что посмотреть в Узбекистане. 25 ценных советов по Ташкенту

Что посмотреть в Узбекистане. 20 ценных ценных советов по Самарканду

Что посмотреть в Узбекистане. 22 ценных совета по Бухаре и Ургенчу

1. Стоит ли приехать в Хиву? Непременно стоит. Иначе можете считать, что поездка в Узбекистан не состоялась. Памятники Хивы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

2. Главная достопримечательность — Ичан-кала (Внутренний город) — окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы, ставший первым памятником Всемирного наследия в Средней Азии. Возведённые на протяжении столетий (самые древние памятники архитектуры относятся к XIV веку) крепостные сооружения и дворцы, мечети и медресе, мавзолеи и минареты, караван-сараи и бани превратили Ичан-Калу в уникальный город-памятник. Официально статус города-заповедника Старая Хива получила в 1968 году.

3. Легенда гласит, что при строительстве цитадели Ичан-Кала использовалась глина из тех же мест, откуда брал её пророк Мухаммед, когда строил Медину. Озеро, появившееся позже, принято считать святым. Другая легенда повествует, что колодец Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, был выкопан ещё Симом, сыном библейского Ноя.

Также по легенде, постройку Хорезма начал Сим. Проезжая через Хорезм, он заснул. В те времена на месте города была пустыня. Во сне он увидел что город окружен огнем. Проснувшись, он начал строительство, и первый фундамент заложил он. Во время стройки он вырыл колодец и, утоляя жажду, сказал «Хей вак! Хей вак!», что означает «как хорошо». Именно после этого город взял имя Хива.

Из Википедии

4. Казахский режиссер Шакен Айманов снял в Хиве фильм «Конец атамана». Фильм об убийстве в синьцзянском пограничном городе Суйдун Оренбургского войскового атамана Александра Ильича Дутова. «Роль» Суйдунской крепости в фильме сыграла Ичан-Кала.

5. Первое, что в нем бросается в глаза — башня лазурного цвета с характерной среднеазиатской кирпичной кладкой — Кальта-Минар. Построен был в 1852-1855 годах. По плану высота минарета должна была составить 70-80 метров, а диаметр должен был резко уменьшаться с высотой, что сделало бы его более прочным. Но строительство остановилось на высоте 29 м. Со слов местных узнали: строительство минарета остановилось в связи со смертью спонсора и вдохновителя — правителя Хивинского ханства Мухаммада Амин-хана. Подниматься на минарет не разрешают. Осталась не то башня, не то минарет, а лестница изнутри недостроена — можно сорваться, поэтому и не пускают.

6. Легенда повествует о том, что эмир Бухары, узнав о строительстве уникального минарета в Хиве, захотел построить такой же в Бухаре, и договорился с мастером, что он сделает это, как только закончит работу в Хиве. Хивинский хан, узнав об этом, отдал приказ убить мастера сразу после того, как он закончит строительство. Дошла эта новость и до мастера, и он сбежал, оставив минарет незаконченным.

Из Википедии

7. Минарет известен именно благодаря своей незавершенности, а также благодаря уникальному декору (Кальта-Минар — единственный минарет, полностью покрытый глазурованной плиткой и майоликой).

Из Википедии

8. Ичан-кала окружена стеной, по сути это была крепость. Вы получите особенные впечатления, если прогуляетесь по улочкам города в одиннадцать вечера. Тихо, безлюдно, погружение в дух средневековья. Иногда казалось, что гуляешь в виртуальном макете, выступая антагонистом какой-нибудь компьютерной игрушки.

9. В Ичан-кала есть 48-метровый минарет Ислам-Ходжа, винтовая лестница ведет на крышу, оттуда открывается прекрасный вид на город. С нас взяли по 2000 сум за вход. Берегите голову, когда будете подниматься. Людям, у которых клаустрофобия, следует воздержаться от этой затеи.

10. Рядом с историческим комплексом расположены три гест-хауза. Домашняя атмосфера, выигрышное расположение и приемлемая цена — 35 тысяч с человека. Вай-фай летает.

11. А рядом с гест-хаузом в пяти минутах ходьбы стоит гастроном. Примерно в полночь я ходил туда за кефиром и булочками, дорога малоосвещенная, по пути встретил местных таксистов и компанию, которая на первый взгляд была похожа на местную гопоту. Знакомство с ними закончилось лишь обменом взглядами. В Узбекистане простые граждане рассказывали мне, что гопников и другие преступные элементы, которые нападают на туристов, ждет суровое наказание. Нельзя подрывать основы национальной экономики.

12. В гастрономе впервые в этой стране встретил шымкентское пиво. Бутылка стоила 6000 сум, в то время как местное узбекское пиво — в три раза дешевле.

13. В Хиве впервые встретили земляков, которые заселились в гест-хаузе после нас. Актауские ребята тоже решили прокатиться по стране, но в обратном по сравнению с нашим направлением.

14. В гест-хаузе в Хиве, в котором мы остановились, нам подсказали, что до Нукуса лучше всего добраться с Ургенча, но у нас не было желания тратить драгоценное время и ехать обратно.

15. Поэтому мы решили вызвать такси в Хиву, чтобы нас отвезли в Нукус. Это обошлось в $40. Дорога до Нукуса займет два часа вашего времени.

16. По трассе встретите местных жителей, которые торгуют дыней вдоль дороги. И это в середине января. Маленького размера ягоду предложили за 7000 сум, большая стоила 20 тысяч. Мы не взяли, ибо негде было поесть, поэтому не могу знать, вкусная ли у них дыня зимой.

17. У нашего водителя, 37-летнего узбека по имени Камбул был день рождения. Мы много говорили о нравах наших народов, и в одном месте он заметил, что в Узбекистане мы бы не смогли выжить. На мое «Почему?» он ответил, что узбеку, чтобы прокормиться, нужно постоянно чем-то себя занимать и он не упустит возможности подзаработать. «У меня день рождения, но я вас везу, хотя хочу в этот день быть рядом с семьей. Но если бы я остался дома, моя семья не досчиталась бы ваших сорока долларов». Кстати, если произнести имя водителя на казахский лад, то получится, что применительно к этому диалогу оно у него говорящее — Қамбұл (Все дело в необходимости заботиться о семье — вот так и переводится в контексте нашей беседы).

18. Принципы жизни хивинского бомбилы по имени Камбул, 37 лет

Я узбек, но узбеков не люблю, потому что мой народ норовит обвести вокруг пальца, обмануть.

Ташкентские узбеки недолюбливают хорезмских. В Ташкенте людей, которые привыкли кидать, примерно 50 на 50. В моей области таких где-то 15 процентов.

К казахам вопросов нет. В Узбекистане нет денег, деньги есть у вас. Я купил свой Ласетти (в Узбекистане стоит 14 тыс. долларов) благодаря Казахстану. Узбеки все трудятся за границей, ежегодно мы завозим в экономику страны миллиард долларов. Наш президент тоже об этом знает, но не говорит.

Какие могут быть претензии к казахам? У вас есть деньги, а кидают как правило те, у кого их нет.

Узбеки не хранят деньги в банке. Положишь в банк и уже не заберешь обратно. Будут возвращать 10-15 лет.

У каждой узбекской семьи в заначке лежат от 20 до 100 тысяч долларов.

Лучшие мастера-строители — это хорезмские. Ташкентские годятся только в подсобники. Мы унаследовали мастерство от предков, посмотрите, какие сооружения они построили в Хиве. Будете строить дом, не нанимайте ташкентских.

Почему возникают недопонимания между казахами и узбеками в Казахстане? Казах ищет строителей, чтобы они построили ему дом, на него выходит посредник-узбек, берет всю сумму за работу, затем приезжает к нам, мы собираем бригаду и едем к вам. После проезда через границу в Шымкенте посредник каждому выплачивает по полторы тысячи долларов, привозит нас к заказчику и пропадает с концами. То, что он забрал с собой остальную сумму, причитавшуюся нам, выясняется в процессе работы. Но казах больше не заплатит и он будет прав.

Некоторые узбеки, получив от заказчика предоплату, отпрашиваются у него на неделю, чтобы съездить к родным. Некоторые затем не возвращаются, а дом остается недостроенным. Мы, узбеки, сами виноваты в том, что о нас плохо думают в Казахстане.

Моему сыну в этом году исполнится 16 лет. Как только это произойдет, я отправлю его в Россию на стройку — там тоже хорошие условия.

Если нам откроют визу в Америку, то узбеки не будут сидеть здесь, сразу же поедут туда работать. Мы готовы работать где угодно, главное, чтобы достойно оплачивали труд.

19. Чем дальше мы уезжали от Ташкента, тем больше либеральным становился воздух. Чем ближе к Нукусу, тем меньше население боялось шутить на политические темы. К примеру, в Ташкенте таксисты, проезжая мимо здания СНБ (местный аналог КНБ) настоятельно просили не фотографировать его, от греха подальше. Просили воздержаться от попыток запечатлеть милиционера у входа в метро. В Самарканде люди за соседними столиками подозрительно оглядывались, как только в нашей речи проскальзывали слова, которые можно было отнести к политике в целом. Но в Нукусе народ не боится травить анекдоты о президенте Каримове, наш таксист по столице Каракалпакстана забавлял нас ими всю поездку (хотя мы его об этом не просили).

20. Смею предположить, что причиной отсутствия страха является политическая ситуация и вытекающий из нее социальный фон, в котором живут каракалпаки. Как известно, это автономная республика в составе Узбекистана, в которой время от времени местные политики поднимают вопрос о самоопределении страны с дальнейшим присоединением в состав Казахстана или России (даже так). Все это политические игры, затеянные с целью получить дивиденды. К тому же, как мне поведал нукусский каракалпак, на территории автономии нашли нефть, после чего опасения узбеков потерять стратегический регион усилились и в него начали поступать деньги, которые позволили запустить новые социальные программы, строительство и т.д.

21. Чем ближе к Каракалпакстану, тем проще воспринимается казахский язык среди населения. В принципе, казах и узбек могут говорить на своих языках и при этом прекрасно понимать друг друга, а схожесть между казахским и каракалпакским порядка 95%.

22. Нукус — столица Каракалпакстана. Населения в нем почти 300 тысяч человек. Название города происходит от какого-то таджикского слова, но его значение бомбила не смог объяснить. Хотя Википедия утверждает, что называется один из каракалпакских родов.

23. В Алматы мне приходилось сталкиваться с людьми, приехавшими к нам из Каракалпакстана, все в один голос твердили об одном: что у них тяжелая экономическая и экологическая ситуация, соль с Аральского моря летит к ним, многие переезжают в Казахстан и проч. Представляя себе Нукус, в своем воображении я рисовал город-полупризрак, оставляемый населением, что-то вроде нашего Каратау, но хуже в два-три раза. Войдя в город и объездив его, я увидел множество строящихся жилых, административных, спортивных и культурных объектов. Люди живут и, как утверждают местные, эмиграция пошла на убыль в последние годы, а благосостояние улучшилось.

24. Ни одной рекламы брендов вы тут не увидите. Большая часть города не сменила облик с советского периода. Тут словно застыло время.

25. Каракалпаки, как и узбеки, которые встречались мне на всем пути, очень хорошо отзываются о казахах. Но первые еще и очень сильно чтят нашего Президента.

26. В подтверждение этим словам могу привести такой пример: у местных бомбил каракалпаков в салоне авто висят всякие безделушки с символикой РК. К примеру, маленькие боксёрские перчатки, либо же брелок с изображением 10 тысяч наших тенге.

27. Каракалпакская кухня не отличается разнообразностью и надо сказать, что готовить умеют плохо и невкусно.

28. Если когда-нибудь вам доведется побывать в Нукусе, обязательно сходите в Государственный музей искусств имени И.В. Савицкого, ибо просто сходить тут больше некуда (пишу с точки зрения туриста). Это действительно достойный музей с отличным собранием работ русских авангардистов (я был удивлен, когда еще в Алматы узнал, что оно у них второе после собрания в Санкт-Петербурге). Вход для иностранца 25 тысяч сум, для местных — 7000. Здесь вы можете увидеть работы Бубнового валета, узбекских и каракалпакских авангардистов.

29. Ну и работы Орала Тансыкбаева. Вы же помните, я писал в первой части о посещении дома-музея художника? Если в Ташкенте, в основном, собраны более поздние его работы (преимущественно реалистичные пейзажи), то в Нукусе выставлены работы, написанные Тансыкбаевым в ранний период творчества, когда и его захватила мода на авангард.

30. В музее хранились сотни произведений искусства, датированных началом сталинского режима, когда художников заставляли соответствовать идеалам Коммунистической партии. «Разлагающееся буржуазное творчество» было сменено картинами фабрик и без участия Игоря Савицкого большая часть творчества художников того времени была бы полностью потеряна. Савицкий убеждал художников и их семьи доверить ему их работы. Он прятал их в Нукусе – городе, окружённом сотнями километров пустыни. Савицкий прятал картины не столько от окружающего мира, сколько от тогдашнего режима. Несмотря на то, что вопрос о важности самого творчества остаётся открытым, ценность истории о том, как творчество держалось в секрете десятилетиями, не вызывает никаких сомнений. Официальное признание деятельности Савицкого и собранной им коллекции пришло после 1991 года, когда Узбекистан обрел независимость. В Нукус открылась дорога иностранным искусствоведам, журналистам, дипломатам и предпринимателям, работающим в Ташкенте. Ссылка

31. В нукусском музее нельзя не только фотографировать, но к тому же вы должны оставить свой телефон, фотокамеру, другую электронную технику при входе. Но это того стоит.

32. Обратно в Ташкент мы вылетели на самолете узбекских авиалиний. Билеты были приобретены заранее в авиакассе в Ташкенте. В Узбекистане нет возможности приобретения билетов онлайн. Иностранцам билеты отпускаются дороже, причем вы должны рассчитаться только в долларах. Такое непризнание национальной валюты выглядит странно. В общем на человека билет стоил $89.

33. В Ташкент из Нукуса лететь полтора часа, но мы долетели за час и минуту, видимо пилот спешил по делам. Летели на Эйрбасе-320.

34. Газеты пассажирам не предлагают. Да и никто не просит. Меньше знаешь, лучше спишь в небе.

35. Во время полета подают что-то вроде сендвича и сок. Хлебушек жестковат, начинка состоит лишь из двух кусков сыра. Нас воспитали относится к еде без презрения, поэтому всего лишь описываю то, что видел. Когда убирали со складных столиков, обратил внимание, что на тележке обратно возвращалась гора нетронутых «сендвичей».

36. Местные не садятся по месту, указанному в билете. Мое у прохода тоже было занято, мужчина решил перечить, пришлось обратиться к бортпроводнице, которая попросила пассажира пересесть, но сделала это с большой робостью.

37. Из Нукуса вас могут отвезти в Мойнак и привезти обратно за сто долларов. В 240 километрах от столицы каракалпаков после высыхания Аральского моря среди пустыни обрели покой корабли и мелкие судёнышки. Мы не поехали, но если среди читателей найдутся желающие увидеть кладбище кораблей, имейте ввиду. С казахстанской стороны такой трип обойдется намного дороже.

38. На каракалпакском радио крутили песню Кайрата Нуртаса «Мен оралам». «Звезда» сияет далеко за пределами нашей страны. Кстати, Нуртас давал концерт в Нукусе, в YouTube можете отыскать эпическое видео с феерического выступления земляка.

39. В Узбекистане не распространен чай с молоком. Молоко отдельно не подают, сахар тоже. В Каракалпакстане в кафешках тоже не удалось найти любимый казахский напиток. Я долго размышлял, как можно выйти из положения: нужно купить молоко в магазине и носить его с собой. Правда, догадался об этом слишком поздно, времени уже мало, поэтому право эмпирически проверить жизнеспособность моей догадки оставляю за вами.

40. Местный таксист, который возил нас по Нукусу, рассказал о национальной черте каракалпаков, которая заключается в том, что люди прибедняются и строят из себя жертв с целью выбить средства из-за рубежа на развитие своей страны. Благодаря такой стратегии «мы выбили деньги от ООН, у вашего президента Назарбаева, который нам тут построил мост».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.