Женская верхняя одежда в общем такая же, как и мужская. Обычно женщины носят один или несколько шапанов. Более короткие, прилегающие, гладкие кафтаны, преимущественно из полушелковой материи, иногда отороченные мехом, которые застегиваются на груди на пуговицы, я видал только у богатых девушек. Рубашка
у киргизок восточной степи — широкая и длинная — до голени. Своим покроем она приближается к тем широким рубашкам, которые носят татарки. Разрез на груди обшит шелковой каймой, которая у богатых украшена позументом, монетами и пуговицами. Поверх рубашки женщины обычно повязывают хлопчатобумажный или шелковый пояс, который у богатых женщин нередко очень красиво вышит.
Женский головной убор состоит из двух больших четырехугольных белых платков, нижний из которых повязывается таким образом, что он образует как бы высокую островерхую шапку, а верхний обвязан только вокруг нижнего края этой шапки и свисает на плечи и спину. Девушки вместо платков носят очень изящные, отороченные мехом шапочки, к которым прикрепляется несколько пушистых перышек. Разумеется, шапки самые разные, в зависимости от состоятельности их владелиц. Часто они сделаны из бархата, плюша, сукна или шелка и отделаны бобровым или обезьяньим мехом. Островерхие шапки, которые киргизки носили еще несколько десятилетий тому назад, теперь совсем вышли из моды.
Женские штаны и сапоги почти того же фасона, что и мужские, но теперь киргизки носят исключительно мягкие татарские сапоги и галоши. Сапог для верховой езды с острым каблуком на середине подошвы я у киргизок не видал.
Женщины и девушки отличаются друг от друга также и прической. В то время как первые заплетают две или три косы, две из которых обычно лежат на плечах и украшены раковинами, металлическими пластинками, жемчугом и монетами, девушки носят много тоненьких косичек с такими же, как у женщин, лентами и металлическими украшениями.
Богатые киргизки любят надевать на себя много украшений, главным образом из серебра, кольца, браслеты, цепочки и тому подобное. Кроме того, они обычно употребляют в большом количестве белила и румяна и красят пальцы в желтый цвет.
В.В. Радлов, «Тюркские степные кочевники»
Основная работа по дому у киргизов также лежит на женщине, в то время как мужчина, хотя он и работает больше, чем калмык, все же тратит значительную часть своего времени на поездки в гости или принимает гостей у себя. При всем при том женщина все-таки пользуется большей свободой, чем у калмыков. Она принимает участие в различных празднествах, причем для женщин ставятся специальные юрты. Женщины из соседних аулов часто бывают в гостях друг у друга. Нередко даже устраиваются угощения и пиршества, в которых участвуют только женщины.
Разумеется, у кочевого народа не может быть и речи о таком же строгом разделении полов, как у оседлых мусульман. Ни девушки, ни женщины не закрывают лица. Они принимают участие в каждом собрании, в играх и вместе с мужчинами поют в хоре и при состязаниях певцов. В разговоре мужчины и женщины обмениваются шутками. Более того, киргизские женщины позволяют себе общаться с мужчинами гораздо более свободно, чем, например, русские женщины и девушки.
В.В. Радлов, «Тюркские степные кочевники»
Между большею частию смуглых, широколицых, со сплюснутыми носами и почти закрытыми глазами, малорослых, неуклюжих женщин есть особенной красоты брюнетки. Нежность кожи, правильныя черты, полные огня черные глаза и благоустроенный рот, с рядом — как перлы — зубов, пропорциональный и стройный стан, дали бы многим блистательное место в ряду наших красавиц. Нельзя без вздоха смотреть на жалкую участь достающейся часто в удел дряхлому старику, проданной за калым, вовсе не по склонности; но женщины, как я прежде говорил, здесь пользуются некоторою свободою и не страдают заключенными в гаремах, как у других неистовых Магометан, не удручаются ревнивостию своих властелинов. Киргизки крепкого сложения, бойки в езде на лошадях, чадолюбивыя матери, охотою к трудам далеко превосходят мущин, и все что до домашнего быта надлежит, обрабатывается женщинами. Накормить, оседлать лошадь и даже посадить на нее мужа, упражнение в скотоводстве, во время кочевки снимать и ставить юрты и вьючить верблюдов, все лежит на обязанности жен.
Женщины — свои длинные и черные, как смоль, волосы заплетают очень искусно в две косы, к концам коих привешивают шелковыя кисти, почти земли касающияся, кои украшают кораллами, бисером, перламутом и серебряными бляшками. Головной убор их состоит из кички, подобной отрезанному конусу, в две четверти аршина вышиною; под ним на лбу употребляют повязку до самых бровей, к коей привешено множество кораллов и жемчугу, нанизан наго на нити и висящаго по обеим сторонам лица, даже до плечь. Некоторыя в нос продевают серебряное кольцо, — это означает любимую дочь. В ушах носят длинныя с жемчужинами серьги, также надевают множество перстней и колец. Кички свои обвертывают белым кисейным платком, спускающимся на спину треугольником. Платье (кутня) длинное и широкое застегивается, как капоты, от верху до низу пуговищами; оно бывает суконное, парчевое и разных шелковых и бумажных материй, ярких и пестрых цветов; сапоги кожаные, предпочтительно красные, востроносые, с высокими каблуками, подошвы убитые маленькими гвоздиками, а исподнее, мужское, необходимое к верховой езды. Девушки отличаются от женщин тем, что они не имеют убора на голове и заплетают от семи до девяти кос, кои произвольно разбросаны и по лицу и по плечам; из за них они украдкою дарят страстными взглядами. Иные покрывают голову маленькою остроконечною скуфьею, шелками вышитою, аракчин, называемою. Девушки занимаются прилежно, как вышиванием одежды узорами так и другими рукоделиями, в чем бывают довольно искусны.
Семен Броневский, «О казахах Средней Орды»
Женщины имеют некоторые довольную красоту; но, как народ азиатский, смешанный из разных племен, более калмыковат; телом плотны, к воспитанию детей весьма способны. Волосы по большей части имеют черные и длинные, заплетают в две косы и навешивают для украшения на кольцах шелковые большие кисти, которые достают почти до полу; а по ним нижут маржаном, разными корольками и серебреными бляшками, и разных видов бляшками из белых раковин, которые достают от ташкенцов. И такие же украшения имеют на нагрудниках. На головах носят высокий, называемый навлук, а сверх оного — накладку на лбу, у коей прицеплено множество ниток маржана и жемчуга, который по обеим сторонам лица висит, даже до плеч. С верху обертывают белым платком, который попускается на спине клином очень низко; некоторые носят в носу маленькое серебреное колечко, по которому почитают любимую дочь отца. Перстей надевают множество; а в ушах носят серьги по большей части на больших кольцах, длинные с жемчужинами. Платье носят длинное, куртки, имея до подолу пуговицы, суконное, бархатное, парчовое, и разных европейских шелковых материев, по достаткам. Сапоги — из разных кож: красных и черных с острыми пятами или каблуками, так что ходить в них весьма трудно, у коих подошвы набивные маленькими гвоздками. Носят также и штаны, ибо они ездят всегда верхом на верблюдах, и лошадях, и быках; и великие бывают из них наездницы. Мужа своего именем никогда не называют, и поставляют то за грех, а называют мурзою, то есть, господином. Свекра своего не должна женщина видеть, поколь не родит младенца; а ежели сие случится нечаянно и миновать будет не можно, то должен он ее подарить знатным подарком. При перекочевке с места на место должность есть жен снимать и поставлять юрты, седлать для мужа лошадь и сажать его на оную. Рукоделия оных — прясть шерсть, ткать армякчину, шить разными шелками, как платье, так и конские уборы, катать войлоки, ткать тесьмы, шить платье, иметь смотрение за домом и воспитанием детей.
И.Г. Андреев, Описание Средней орды киргиз-кайсаков
Женщины, напротив, ведя более, нежели мужчины, замкнутую жизнь, менее, нежели они, имеют возможности обогащать свое воображение впечатлениями внешней природы, но за то более вдумываются в эти впечатления, в обстановку семейной жизни, любят делится между собою делаемыми ими по этому поводу сравнениями, и потому их песни понемногу совершенствуются, в них есть инекоторая правильность в размере стихов, и кое-какая рифма, идет вперед и мелодия; наконец, девушки распевают хоровые песни, к которым на праздник очень часто присоединяют свои голоса и молодые мужчины. Нельзя сказать, чтобы в их голосах была надобность, полезная в деле мелодичности помощь, чтобы песня через это сколько-нибудь. выигрывала, по само собою понемногу сказывается и то, и другое. Кроме того, при этом совокупном пении разнообразится, пополняется несколько и содержание песен. Мужчины более или менее удачно поправляют прежде сделанные сравнения, картины, которые, понравившись девушкам, потом понемногу обрабатываются ими и вводятся в песни новыми куплетами, уничтожающими старые сравнения, и т.д.
М.И. Красовский, Образ жизни казахов степных округов
Женщины, как знакомые, так и не знакомые, выражают одна другой свое приветствие наклонением головы; с мужчинами здороваются и прощаются на словах, не подавая рук и не наклоняя головы; но вступая в разговор с почетным лицом или говоря с стариком преклонных лет, становятся на одно колено.
Девушки между собою целуются, между женщинами же это не принято. При входе в юрту знакомого человека, девушки наклоняют голову и разговаривают; от незнакомого же должны, по внушению родителей, воспитанных в правилах магометанского закона, спрятаться за занавеску или выбежать в другую юрту; однако это не везде выполняется.
М.И. Красовский, Образ жизни казахов степных округов