Соломенные псы

0
1620

Несколько лет назад я посмотрел один фильм. И хотя принято считать, что в нем показано зло и насилие, на которое способен тихий на первый взгляд человек, он мне, прежде всего, запомнился благодаря социальному подтексту, который встречается и в казахстанских условиях.

Сюжет следующий. Герой в исполнении Дастина Хоффмана, молодой американский математик, вместе с красавицей женой отправляется в захолустный городок в Англии, в котором она выросла. Попав в среду со своими правилами и взглядами на жизнь (проще говоря, попав в среду, именуемую в народе быдлом), которые не коррелируют с мировоззрением интеллигентного ученого, он превращается в изгоя, чужеродный элемент, выталкиваемый деревенским организмом. Добром это не может закончиться. Фильм называется «Соломенные псы», вышел он в далеком 1971 году.

Каждый раз, когда мне рассказывают об аналогичных случаях, произошедших в экзистенциальном Казахстане, я вспоминаю этот фильм и героя Дастина Хоффмана, ту его ипостась, когда он еще кроток.

Первая история (за что купил, за то и продаю) повествует о нашем человеке, русском по происхождению, который решил эмигрировать и попытать счастья на исторической Родине. Он переехал в одну из деревень одной неблизкой к центру области, и стал налаживать там свое дело. Я не раскрою страшной тайны, если скажу, что потребление алкоголя на душу населения в соседней стране превышает все мыслимые и немыслимые нормы (данные ООН солидарны с этим утверждением), отсюда все вытекающие последствия, как деградация населения, кризис института семьи и проч. Особенно алкоголизм процветает в деревнях (кстати, в наших аулах молодежь также не брезгует спиртным), куда перебрался наш бывший земляк. По характеру он был трудолюбивый, в отличие от большинства представителей деревни, не был падок до выпивки, на будущее своего дела смотрел глазами идеалиста. В общем, построил себе дом, ухаживал за прилегающей территорией, местный люд постоянно видел его за делом. Бизнес его постепенно становился на ноги. В какой-то момент в перевые между запоями местные мужики заметили, что деревенские бабы стали оказывать пришлому слишком много внимания. И в этом была правда: хоть женщины в русских селеньях и готовы коня на скаку остановить и в горящую избу войти, но быт с мужем пропоицей и тунеядцем, который еще и руку прикладывает, едва ли по нраву какой-либо женщине.

Мужики толпой пришли с визитом к резко контрастирующему с ними альфа-самцу, и поставили ультиматум: либо он убирается восвояси, либо добра не жди. Разумеется, наш бывший земляк, которому вскоре суждено было вновь стать теперешним, не поддался и уверовал в свои силы, да и жалко было бросить то, во что он уже душу вложил. Деревенские быдло-алкаши цеременониться не стали: просто взяли да и сожгли его дом. Разбитый, он вернулся обратно, и рассказал свою историю моему знакомому, который уже перессказал его мне.

Вторая история. Один молодой казах, знакомый моего знакомого, отучился за рубежом то ли по программе «Болашак», то ли на свои средства, а по возвращению, будучи пламенным (по своей природе) патриотом, решил служить народу. Как раз был период, когда о программе «С дипломом — в аул!» писали в газетах и показывали по телевизору. Будучи городского происхождения, он поехал в один глухой аул в Павлодарской области, там ему предоставили жилье на льготных условиях, подобрали вакансию, он приступил к работе преподавателя в местном образовательном учреждении. Опять же он выделялся среди серой толпы. Молодой, перспективный, образованный, без вредных привычек, одним словом, вскоре почти все девушки аула хотели от него детей и сбежать с ним в город. Местным молодым бездельникам конкурент резко не понравился и они решили поговорить с ним. Вечером толпа джигитов подошла к забору его дома, на территории которого он колол дрова. Ни о чем не подозревающий патриот пригласил гостей на чай, но те вызвали его на серьезный разговор с пристрастием. Герой второй истории не стал дожидаться, когда сожгут его дом или пырнут в темном закоулке, а послав к черту программу и село, уехал обратно.

Вроде из двух историй, на первый взгляд, следует шерше ля фам, однако суть проблемы кроется гораздо глубже.

В непросвещенной среде даже благие порывы могут превратить человека в изгоя. Помню по школе, когда товарищи лузгали семечки на землю и бросали под ноги пустые бутылки из под сока, свой мусор я брал с собой и выбрасывал в первую урну, и это было для них поводом, чтобы бросать колкие остроты в мой адрес и заниматься моим «нравоучением».

Едва ли что-то путное получится у человека, который попадает в чужую среду со своей системой ценностей. Мне кажется, именно по этой причине тема «С дипломом — в аул!» постепенно и незаметно сошла на нет со страниц газет. Горожане массово не бросились покорять село, иначе об этом долгие годы крутили бы ролики на телеканалах, приводя рекордную статистику. Мне думается, что гораздо эффективней направить усилия на воспитание человека из этой среды, который закалился и вырос в ней, знаком с ее правилами игры и который в случае чего может сам устроить односельчанам мастер-класс по физическому прессингу. На такого будут молиться и консолидироваться вокруг него. Которые знают преимущества аула и могут найти способы выжать максимум из них, создать условия, способные позволить аулу быть привлекательным и комфортным.

В отдаленных аулах с населением в 2000-3000 я видел предпринимателей, которые построили для односельчан мечети, детсады, школы и интернаты, обеспечили их работой и жилищными условиями. Причем в одном ауле такой бизнесмен платил 400 тысяч в месяц простым пастухам. Согласитесь, что немногие в городе могут похвастаться такой зарплатой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.