Киргизы не особенно чтят магометанские праздники, однако соблюдают некоторые посты (ураза) и празднуют известные дни, напр. Курбан-байрам и др., но главные увеселения у них семейного или народного характера, т. е. свадьбы, поминки мертвых, или празднества, даваемые по какой-нибудь радости в семье знатного и богатого человека. Эти праздники в таком случае, принимают часто общенародный характер и на них съезжаются знакомые и незнакомые лица.
Л. Мейер, «Казахская степь Оренбургского ведомства», ХІХ век
* * *
Ислам допускает жертву от стад только в память курбана Авраамова, но киргизы при малейшем несчастии режут животное во имя божие… или во имя арвахов и приносят жертвы не при обо, а на могилах предков. Такие жертвы они называют курбайдык и садака и этим некоторым образом смягчают их языческое значение.
Шокан Уалиханов, Следы шаманства у киргизов, ХІХ век
* * *
Годовые праздники в память лиц достаточного состояния имеют, как мы сейчас описали, вид и частных, и народных праздников. Но есть у киргиз и другие, торжественно проводимые дни, чтимые всем народом без исключения. Таковы, например, дни встречи нового года или, точнее сказать, праздник весны, а также повсеместно распространенный в степи обычай празднования одного из событий древней истории евреев, именно принесения праотцем Авраамом в жертву сына своего Исаака, замененного, по внушению ангела, агнцем. Торжественное воспоминание этого события происходит всюду в одно время, именно в начале мая. В 1863 году оно было 6, 7 и 8 мая. Праздник носит в народе название курбан-айта, у татар курбан-байрама, у большинства же просто айта, потому что действительно это единственный народный праздник из таких, которые торжествовались бы одновременно во всей сибирской степи и везде три дня. Каким образом занесен в степь этот обычай, когда он успел повсеместно распространиться — никто из киргиз объяснить не может. Многие даже вовсе не знают, что именно они празднуют; другие из киргиз же полагают, что это торжественное ликование весны. Тогда, т.е., в марте месяце, мы только встречали весну, а теперь ее празднуем. Из лиц же более развитых, т.е. умеющих объяснить сущность праздника, все говорят, что обычай этот ведется из покон века. Науруз, или новый год, у киргиз начинается мартом месяцем; но весну встречают в разных родах и поколениях не в одно время, потому что не в одно время начинают кочевать: одни, найдя в марте месяце первое удобное место для общественной стоянки, колят баранов и поздравляют друг друга с наступлением весны; другие тоже самое делают в апреле; третьи, очень может быть, оттягивали это время до мая, сливая весеннее ликование с курбан-айтом; наконец, многие встречу весны вовсе не празднуют, а уж курбан-айт непременно, и, так как о событии, подавшем повод к установлению этого айта, знают или говорят очень немногие, то едва ли не более справедливо мнение тех, которые называют курбан-айт торжественным
приветствием весны.
Первый день курбан-айта празднуют все без исключения, второй — ходжи и муллы, к которым собираются султаны и знакомые из простых киргиз, в третий — белая кость приглашает к себе на еду всех тех, у которых султаны гостили первые два дня. Простой народ также празднует два остальные дня, если не в гостях у султанов и ходжей, то у себя дома разница только в том, что скот у людей мало достаточных уже не колется, как в первый день, когда самый нищий киргиз почему-то считает для себя священным долгом заколоть хотя одного барана, потому что в этот день в обычае у народа посетить непременно всех своих знакомых, следственно всюду должно быть угощение, а как заготовленные к зиме запасы копченного мяса к этому времени, даже и у самых экономических людей, уже истощены, то волею-неволею приходится разоряться на колотье скота даже и тому, для кого это составляет большой расчет.
В первый день праздника мужчины встают с восходом солнца, т.е. часа в три, одеваются в лучшие платья, правоверные под открытым небом творят молитву, во всем подражая, ко нечно бессознательно, муллам и ходжам; потом все садятся на лошадей, выгоняют скот в поле, выбирают для колотья верблюдов, лошадей, баранов (крупный рогатый скот и козлов не колят и к этот день). От 8 до 10 часов все обедают в кругу своего семейства. С 10 часов до вечера женщины занимаются приготовлением пищи и разного угощения для беспрерывно прибывающих гостей, которых им одним и приходится принимать, потому что все остальные, немолодые люди находятся целый день в разъездах по знакомым, а молодежь, как мужчины, так и девушки, выезжают на отборных лошадях в поле, отыскивают себе ровесниц и ровесников, и с ними проводят весь день в разного рода увеселениях. Девушки разряжены в пух и прах, но без покрывал, которых, заметим мимоходом, нам нигде и ни в какое время не приходилось видеть в области на женщинах или девушках. Муллы иногда толкуют о необходимости чадры, но их в этом отношении слушают только их жены. Одна из наиболее употребительнейших забав молодых людей состоит в том, что какую-нибудь красивую наездницу (все киргизские девушки хорошие наездницы) догоняют несколько джигитов, имеющих целью ее поцеловать, от какого домогательства та обороняется плетью, которою бесцеремонно хлещет всех настигающих ее мужчин, за исключением, разумеется, того, может быть менее ловкого, но более любимого человека, которого этим самым силится приблизить к себе.
М.И. Красовский, «Образ жизни казахов степных округов», ХІХ век
* * *
Кроме уже перечисленных существуют еще определенные мусульманские праздники — праздничный день после рамазана, курбан, науруз, сопровождающиеся различными играми, состязаниями и т.д. Наконец, во многих местах имеются местные и семейные праздники, которые отмечаются таким же образом. На всех этих праздниках происходят также игры девушек и юношей. Это — хоровое пение, состязания певцов, состязания в беге, силовые номера и состязания наездников. Последние весьма своеобразны. Девушки и юноши скачут парами. Девушке дается фора в несколько корпусов коня, а затем юноша должен догнать свою противницу. Если ему это удается, он получает право обнять ее и обеими руками коснуться ее груди. Девушке же разрешается пустить при этом в дело свою плетку. Эта игра — великолепное зрелище, если девушки и юноши искусные наездники и если у них хорошие лошади. Кони летят стрелой. Вот всадник настиг девушку. Но как только он наклоняется вперед, чтобы схватить ее, плетка со свистом рассекает воздух. Однако юноша не зевает, он быстро пригибается, и кнут проносится над его головой. Если юноше удается схватить свою добычу, возвращающуюся пару встречают громкими приветствиями. Нередко незадачливый наездник падает с лошади и возвращается ни с чем, с кровоточащими царапинами на лице.
В.В. Радлов, «Тюркские степные кочевники», ХІХ век
* * *
Қашан Мұхамет Ғаләйһиссаламға пайғамбарлық келгенде адамдарды мұсылман бол деп дұға қылғанда, өзі отыз күн ораза тұтыңдар деп кейiнгi үмбеттерiне мiндеттi қылған екен. Әрбір мұсылман адамға бiрер тоқтау қылатұғын құрметтi себебi болмаса ораза ұстап, күніне бес қабат намаз оқып түнде мешiтке барып өздерінің хал-ахуалдарына қарай мүсәпiр кедей, жетiм-жесiр, кем-кетіктерге қайыр, садақа берiп жақсылық іске құдайы берiп һәм әрдайым көп сауап ic қылуға жаhұт етерге керек.
Ораза бiткеннен кейiн айт болады. Айт деген сөз арабша қуаныш деген сөз-дүр. Ораза айт яғни оразаның қуанышы жыл сайын 11 я 12 күн ерте келіп тұрады. Бұл турада құрбан айтта (яғни құрбан шалғанның қуанышында) тағы да жазармыз. Құрбан айт және де мұсылманның жаңа жылы болады. Айт бiресе кыстың күш, біресе жазғытұры, бiресе жаздыгүнi, бiресе күздiгүнi болады.
Айттың болғанын қазақтар өзге мұсылмандардан гөpi айтты құттықтап, әсіресе жаздыгүнi болса, тамаша қылып, қызықпен өткiзедi.
Айттан бiрнеше күн бұрын баршалары қимылдап даярлана бастайды. Ауылдық қонатұғын орнын ынғайлап, кедiр-бұдыр, тоғай, ағаш жоқ жердi даярлайды. Өмірі бойынша күнін жұмыскерлiкпен өткiзген ұрғашылар айтқа бауырсақ, шелпек нан, қымыз, айран даярлайды.\
Ақсақалдар һәм орта жасаған еркектер ауылдарды аралап жүрiп айттың қашан болатұғынын сұрайды я өзi айтады. Бозбалалар һәм жiгiттер жүйрiк аттарын жаратып мiнiп, кербезденiп жүредi. Қыздар ертеден кешке шейiн өздерiне, аға-іні, ата-аналарына жаңа киiм тiгедi. Мінеки, оразаның соңғы күні қуанышты кеш болады. Баршалары үйден шығып көздерiн сүзiп күнбатысқа қарап, әрбiреулерi айды мен көрсем екен деп жаhұт етедi. Мiнеки, болар-болмас көрiнiп тұрған күнбатыстағы айды көредi. Айдың имиiп сәулеленіп көктің шетiнде тұрған көлемi соншалық жіңішке екен. Мұны көзi қырағы қазақ қана көредi. «Ай, ай!» деп көрген бақытты кісі айқай салады. Бұл адам қолымен айды көрсетедi. Бұлардың баршасы кереметтi таяқпен сілтегендей-ақ тiзесiмен жүгiнiп отыра қалып қуанғанынан дұға қылады. Бұл қуаныш хабар атқан оқтай болып ауылдың бәрiне мағлұм болады. Қазақтар қуанғанынан сусын, тамақтарын iшiп қарнын тойғызады. Кеш болады. Ауылдың бәрi у-шу болады. Жiгiттер өздерінің жүйрiк аттарын ұстап алып, түнде жаратып қояды. Сопы шалдар жылқышыларға таң сәрісімен жақын арадағы мешітке баруға атымды алып келiп бер деп отырады. Адамдардың сөйлескенi, аттарының кiсiнеп, дүрсiлдегенi, түйелердің бақырғаны, қойлардың маңырап, иттердің үргенiнiң бәрi қосылып таңғажайып болып күңіренiп кетедi. Бұл күңіренгені алыс жайларға естіліп қазақтардың бек шаттық, қуаныштарын бiлгiзедi.
«Кригизская степная газета», Қырдағы рамазан айт, ХІХ ғасыр