Кодирование прошлого

0
1802

«Саясат» выяснил, что опрошенные известные казахстанцы не против списка «казахского наследия». Более того, по их мнению, в него можно внести не только материальное, и нематериальное наследие.

Айдос Сарым, политолог: «Такой список важен по нескольким причинам. Во-первых, он нужен для сохранения культурного наследия нашего народа. Во-вторых, именно такой список будет влиять на туризм в нашей стране.

Но надо понимать, что есть материальное и нематериальное наследие. У нас многие вещи происходят, когда происходит их кодификация и стандартизация. Поэтому к «казахскому наследию» можно отнести природные парки, историко-архитектурные памятники, которые есть практически в каждом регионе.

Уже сейчас есть определенный список исторических памятников, но, я думаю, что он должен быть чуть шире. К примеру, туда можно добавить какие-то местные ремесла. Считаю, что надо сделать попадание в такой список престижным. Может быть, для этого потребуются государственные или частные инвестиции. Должна быть определенная карта, в которой бы содержался список мест обязательных для посещения каждым казахстанцем – Медеу, Каспий и др».

Сырым Абдрахманов, блогер: «Бесспорно, нужно! Это веление обстоятельств, в то время, когда в умах людей, а в основном молодежи, масштабно культивируются различные культуры извне.  Ранее программа «Культурное наследие» государство уже принимало в 2004 году, но она была ограничена лишь периодом реализации до 2011 года и зачахла, так и полноценно не развернувшись.

Конечно, сделано немало, но думаю, уже сегодня нам необходимо нацелиться на идеологически-содержательное наполнение (обновление школьной программы, учебников истории и т.д.) и научно-исследовательскую составляющую (550-летие Казахского ханства, а может и больше).

Именно здесь будет своевременным шагом дать старт Национальному Проекту «Казахское наследие» на десятки лет, а то и на сотни, как это сделали китайцы и англичане.

«Казахское наследие» должно состоять в т.ч. из такого рода композиций (памятники истории, в т.ч. «Балбалтас», «Култегин», научные открытия (рождение Батыя на казахской земле, казахские истоки Чингизхана), исторические и документальные фильмы и т.д.) идентифицирующих наш народ от тюркских времен до сегодняшней государственности, и передаваться из поколения в поколение».

Ауэзхан Кодар, главный редактор журнала «Тамыр»: «Это,безусловно, нужно. Меня огорчает, что в последнее время разговоры о казахской культуре и исследований по этому вопросу становится все меньше и меньше.

Допустим, если сравнить нынешнюю ситуациюс началом нашего суверенитета, то мы увидим, что тогда все газеты и журналы буквально трещали от избитых материалов, а сейчас к этому индифферентно относятся. Поэтому я считаю, что обязательно надо за это дело браться.

Кроме того, к такому списку надо отнести наше духовное наследие – эпос, фольклор, обряды и др. Из эпосов можно назвать – Кобланды, сорок крымских богатырей, Козы-корпеш и Баян-сулу, Кызжибек и поэзия ажырау (с 15 по 19 века). Нашим основным наследием является, на мой взгляд, поэзия ажырау. Тех, кто знает это наследие, становится все меньше и меньше. Поэтому эту поэзию надо передавать на другие языки».

Зира Наурзбаева, культуролог: «Поскольку я занимаюсь устным наследием казахского народа, то, конечно, я бы отметила наше музыкальное наследие – кюи, песни, эпическое наследие. Смело могу сказать, что наша инструментальная музыка находится на мировом уровне. Ее надо оберегать и поддерживать, пропагандировать. Наше эпическое наследие также уникально.

Все, что мы называем фольклором, надо изучать, собирать и развивать-оберегать. Если говорить о нематериальном наследии, то у нас есть в Улытау, Мангыстау,Южном Казахстане много священных мест, памятники сакральной архитектуры».

Айжан Хамит, неблогер: «Необходимо сберечь все  кюи. Особенно надо заняться исследованием кюев Даулеткерея, потому что он во время советской власти был запрещен из-за своего происхождения, поскольку был чингизидом. Поэтому многие его произведения переписали на других авторов.

Мало это наследие сохранить, надо его грамотно пропагандировать и тогда только это будет иметь значение. Еще меня волнует вопрос детской литературы. У казахов очень богатый фольклор, на основе которого можно написать отличные сказки для детей. Это важно. Потому что начинать надо с подрастающего поколения в первую очередь».

Бахытжан Бухарбаев, редактор Gonzo.kz:  » Этот список безусловно нужен. Объясню на простом примере, даже самый далекий от казахской культуры наш гражданин худо-бедно наслышан о Курмангазы. Потому что везде, и на официальных мероприятиях, на телевизионных заставках, на встречах чаще всего играют его кюи. Такая практика делает вещи избитыми. Но у казахов очень много кюйши, школ исполнения на домбре. Когда мы говорим об искусстве европейском, в нашей памяти всплывают такие понятия как Возрождение, барокко, романтизм, модерн, постмодерн. Зная их, мы можем мысленно понять, как менялись стили в течении веков. Но мало кто вообще догадывается, что и казахское музыкальное искусство — не явление локальное, но и часть большого целого, и такие кюйши, как Тоқа, которые, может и не слышали никогда о своем европейском коллеге Сен-Сансе, не знали терминологию, но тоже творили искусство модерна в степи. Послушайте его кюи, это абсолютно новое звучание в казахской музыке, его почерк узнаваем среди других кюйши. А многие ли знают Тоқа? Поэтому я за список. Он поможет нашим же гражданам лучше узнать своих деятелей, а это уже приведет к тому, что о них узнает мир, поскольку мы сами являемся популяризаторами своей культуры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.