«Саясат» выяснил, что опрошенные известные казахстанцы не против списка «казахского наследия». Более того, по их мнению, в него можно внести не только материальное, и нематериальное наследие.
Айдос Сарым, политолог: «Такой список важен по нескольким причинам. Во-первых, он нужен для сохранения культурного наследия нашего народа. Во-вторых, именно такой список будет влиять на туризм в нашей стране.
Но надо понимать, что есть материальное и нематериальное наследие. У нас многие вещи происходят, когда происходит их кодификация и стандартизация. Поэтому к «казахскому наследию» можно отнести природные парки, историко-архитектурные памятники, которые есть практически в каждом регионе.
Уже сейчас есть определенный список исторических памятников, но, я думаю, что он должен быть чуть шире. К примеру, туда можно добавить какие-то местные ремесла. Считаю, что надо сделать попадание в такой список престижным. Может быть, для этого потребуются государственные или частные инвестиции. Должна быть определенная карта, в которой бы содержался список мест обязательных для посещения каждым казахстанцем – Медеу, Каспий и др».
Сырым Абдрахманов, блогер: «Бесспорно, нужно! Это веление обстоятельств, в то время, когда в умах людей, а в основном молодежи, масштабно культивируются различные культуры извне. Ранее программа «Культурное наследие» государство уже принимало в 2004 году, но она была ограничена лишь периодом реализации до 2011 года и зачахла, так и полноценно не развернувшись.
Конечно, сделано немало, но думаю, уже сегодня нам необходимо нацелиться на идеологически-содержательное наполнение (обновление школьной программы, учебников истории и т.д.) и научно-исследовательскую составляющую (550-летие Казахского ханства, а может и больше).
Именно здесь будет своевременным шагом дать старт Национальному Проекту «Казахское наследие» на десятки лет, а то и на сотни, как это сделали китайцы и англичане.
«Казахское наследие» должно состоять в т.ч. из такого рода композиций (памятники истории, в т.ч. «Балбалтас», «Култегин», научные открытия (рождение Батыя на казахской земле, казахские истоки Чингизхана), исторические и документальные фильмы и т.д.) идентифицирующих наш народ от тюркских времен до сегодняшней государственности, и передаваться из поколения в поколение».
Ауэзхан Кодар, главный редактор журнала «Тамыр»: «Это,безусловно, нужно. Меня огорчает, что в последнее время разговоры о казахской культуре и исследований по этому вопросу становится все меньше и меньше.
Допустим, если сравнить нынешнюю ситуациюс началом нашего суверенитета, то мы увидим, что тогда все газеты и журналы буквально трещали от избитых материалов, а сейчас к этому индифферентно относятся. Поэтому я считаю, что обязательно надо за это дело браться.
Кроме того, к такому списку надо отнести наше духовное наследие – эпос, фольклор, обряды и др. Из эпосов можно назвать – Кобланды, сорок крымских богатырей, Козы-корпеш и Баян-сулу, Кызжибек и поэзия ажырау (с 15 по 19 века). Нашим основным наследием является, на мой взгляд, поэзия ажырау. Тех, кто знает это наследие, становится все меньше и меньше. Поэтому эту поэзию надо передавать на другие языки».
Зира Наурзбаева, культуролог: «Поскольку я занимаюсь устным наследием казахского народа, то, конечно, я бы отметила наше музыкальное наследие – кюи, песни, эпическое наследие. Смело могу сказать, что наша инструментальная музыка находится на мировом уровне. Ее надо оберегать и поддерживать, пропагандировать. Наше эпическое наследие также уникально.
Все, что мы называем фольклором, надо изучать, собирать и развивать-оберегать. Если говорить о нематериальном наследии, то у нас есть в Улытау, Мангыстау,Южном Казахстане много священных мест, памятники сакральной архитектуры».
Айжан Хамит, неблогер: «Необходимо сберечь все кюи. Особенно надо заняться исследованием кюев Даулеткерея, потому что он во время советской власти был запрещен из-за своего происхождения, поскольку был чингизидом. Поэтому многие его произведения переписали на других авторов.
Мало это наследие сохранить, надо его грамотно пропагандировать и тогда только это будет иметь значение. Еще меня волнует вопрос детской литературы. У казахов очень богатый фольклор, на основе которого можно написать отличные сказки для детей. Это важно. Потому что начинать надо с подрастающего поколения в первую очередь».
Бахытжан Бухарбаев, редактор Gonzo.kz: » Этот список безусловно нужен. Объясню на простом примере, даже самый далекий от казахской культуры наш гражданин худо-бедно наслышан о Курмангазы. Потому что везде, и на официальных мероприятиях, на телевизионных заставках, на встречах чаще всего играют его кюи. Такая практика делает вещи избитыми. Но у казахов очень много кюйши, школ исполнения на домбре. Когда мы говорим об искусстве европейском, в нашей памяти всплывают такие понятия как Возрождение, барокко, романтизм, модерн, постмодерн. Зная их, мы можем мысленно понять, как менялись стили в течении веков. Но мало кто вообще догадывается, что и казахское музыкальное искусство — не явление локальное, но и часть большого целого, и такие кюйши, как Тоқа, которые, может и не слышали никогда о своем европейском коллеге Сен-Сансе, не знали терминологию, но тоже творили искусство модерна в степи. Послушайте его кюи, это абсолютно новое звучание в казахской музыке, его почерк узнаваем среди других кюйши. А многие ли знают Тоқа? Поэтому я за список. Он поможет нашим же гражданам лучше узнать своих деятелей, а это уже приведет к тому, что о них узнает мир, поскольку мы сами являемся популяризаторами своей культуры.