Искусство требует угля

0
1662

Автор: Евгений Лумпов

Современное искусство часто обвиняют в нарочных вульгарных прикосновениях к высоким материям, за которыми можно скрыть как легкомыслие, так и недостаток мастерства.

А насущные повседневные темы при этом остаются невостребованными. К счастью, это не аксиома. Миниатюрная выставка Бахытжана Бухарбаева, сиротливо притаившаяся в закоулке Дворца независимости, наглядно демонстрирует обратное — повседневность художественно неисчерпаема.

Бахытжан Бухарбаев в изобразительном искусстве имя новое. Он блогер и политолог и, хотя профессионального художественного образования не имеет, с карандашом не расстается с детства и к самореализации на творческом поприще шел долго и упорно. Его первая выставка — «Өмір шеңбері» — состоялась в Алматы в прошлом году. Двадцать работ карандашом, маслом и акварелью, выставленных в галерее «Белый рояль», легко убедили собравшихся в том, что муза посещает художника в компании остросоциальных проблем.

Нынешняя же выставка Бухарбаева создана исключительно углем. Причем тем самым — добываемым из недр родины, а если точнее — из Шубаркольского месторождения. Его 30-летию она, собственно, и посвящена. «В современном мире, — утверждает художник, — так много красок и шума, что за этим теряется сам смысл: а ради чего весь этот блеск? Я хотел показать, что прекрасное может лежать буквально у нас под ногами. Уголь — тот предмет, с которого многие семьи начинают свой день, но многие ли задумываются, что его можно использовать творчески?»

Немногочисленные работы Бухарбаева как могут романтизируют откровенно нелегкий труд шахтеров, однако иллюстративность в них зачастую превалирует над художественностью, и это немного смущает. Есть стойкое ощущение, что ряд работ сделан исключительно с фотографий, которые (прошлых и нынешних лет) объективно разбавляют графику. Это придает всей экспозиции некоторую легковесность, налет скорее социальной акции, нежели арт-мероприятия. В общем-то, и трудился над своими работами художник всего шесть месяцев — отсюда, видимо, и количественные показатели. Впрочем, когда дело доходит до искусства, тут все-таки качество — главный критерий, и потому стоит говорить прежде всего о нем.

Нет, всех деталей авторского стиля угольные творения Бухарбаева не утратили. В одних работах сохранилось тонкое чувствование атмосферы, в других — аптечная точность и лаконичность замысла, в третьих — элементарная насущность по-прежнему занимала авансцену. Однако своим прошлогодним собратьям эти работы откровенно проигрывают. И дело тут совсем не в палитре. В экспозиции «Өмір шеңбері» была неумолимая глубина мысли, была дерзость, приправленная ненаигранной грустью, но самое главное — была национальная, ментальная составляющая, которая и делала работы особенно ценными для ума и привлекательными для глаза трезвомыслящего зрителя.

Угольная графика открыточна. В ней все намеками и полутонами. Вроде бы заявлен тяжкий труд, а нет его, как нет и выразительной уникальности. Есть уголь, есть техника, есть люди, а места действия нет, и сверхзадачи, потянувшей бы за собой художественную составляющую, — тоже. Рядовой зритель ни за что без посторонних разъяснений не поймет, что работы выполнены кусочками черного золота, а значит, и эта часть замысла художника нежизнеспособна в отрыве от него самого, тогда как изобразительное искусство испокон веков стремилось и стремится к этому — к свободе от дополнительного нарратива. И только пресловутые фотографии шубаркольских будней привязывают графику Бухарбаева к реальности, но это, увы, им ценности не добавляет.

И все же свою главную задачу блогер и политолог Бухарбаев выполнил. Он действительно показал, сколь многообещающи резервы будничных трудов и проблем для тех, кто отыщет в них вдохновение, и действительно обратил в очередной раз внимание общественности, как из сфер искусства, так и из социальных сфер, на проблемы актуальные, а не восторженно-заоблачные. У нас уже было искусство с реальностью без проблематики, потом было искусство с проблематикой без реальности. Вероятно, пришло время синкретизма. Ждем новых выставок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.