Мнение №1. Многие казахские свадьбы проводятся по стандартному сценарию. Это не самое страшное, гораздо страшнее, когда на столах стоит водка, и молодые друзья брачующихся за своими столиками распивают алкоголь наравне со взрослыми участниками торжества.
Мнение №2. Этнографические записи авторитетных исследователей 18-19 веков утверждают, что казахи не потребляли алкоголь. К водке у казахов отношение было отрицательное.
Мнение №3. За последние годы на казахских свадьбах наблюдается положительная тенденция, когда они проходят трезво. Водка и другие горячительные напитки не предлагаются, а вместо них разливают кумыс и шубат.
Мнение №4. Все это говорит о возврате к истокам и вселяет надежду. Давайте этот процесс условно назовем рациональным возвратом к истокам.
Но параллельно происходит другой процесс, когда внешне все выглядит именно так, но неизбежно происходит культурологическое искажение.
Представим, что до определенных исторических событий в степи была добрая традиция, которая затем изживалась новым строем, постепенно забывалась, а потом с обретением независимости назрела необходимость восстановить целостность этой традиции, обеспечив преемственность поколений. Желающих осуществить это год от года становится больше, но не на всех хватает хороших специалистов со знаниями. Оттого и происходит искажение.
Вроде бы создан продукт казахский, но нет в нем духа казахского, на деле все красиво лишь внешне, до внутренней сути мало кому есть дело. Если смотреть на перспективу, то сознательно или несознательно искажая свою культуру, мы оказываем дурную услугу нашим потомкам, поскольку будем неправильно формировать их образ мышления, поведенческие и ментальные установки. Если такое произойдет, то возможно, исследователи будущего назовут это явление умеренной манкуртизацией.
Чтобы лучше прояснить свою мысль, приведу несколько примеров.
Пример №1. Одним из немногих кассово успешных казахских фильмов стал «Ғашық жүрек или коктейль для звезды», спродюссированный Баян Есентаевой. Я глубоко убежден в том, что даже в коммерческих проектах уважаемая мной Баян стремится популяризировать казахскую культуру. Тем не менее нельзя не сетовать на некоторые нюансы и недоработки. В «Коктейле» основным саундтреком к фильму используется кюй Толегена Момбекова «Салтанат». Любовные страдания и душевные муки героини фильма сопровождаются этим произведением. Но ведь «Салтанат» — это же кюй, написанный в жанре жоқтау (поминальный кюй по умершему человеку) и посвятил его композитор своей умершей жене.
Краткая история кюя такова. В 1969 году скончалась супруга композитора Пернеш. Смерть любимого человека стало большим горем для Момбекова, который остался с шестью детьми, дочерьми Райхан, Кызжан, Дана, Гульжан, Салтанат и сыном Кайратом. В течение года им были написаны четыре кюя, полные горя и душевной боли. В тот период Момбеков работал заведующим автоклуба. Однажды, вернувшись вечером домой после работы, он увидел, что четырехлетняя Салтанат сильно плачет, потому что Кайрат обидел ее. Несмотря на то, что прошло много времени со дня смерти супруги, Салтанат плакала и говорила, что все расскажет маме, как только она вернется домой. Услышанное и увиденное сильно взволновало кюйши, из глаз потекли слезы. Чтобы утешить себя, он стал играть на домбре. На следующий день появился новый кюй, который он назвал по имени своей дочери Салтанат.
Не зная истории написания этого произведения, не стоило разменивать великое на мелочь.
Пример №2. Группа «Улытау», известная как внутри страны, так и за ее пределами, предложила слушателям свое изложение знаменитого кюя Махамбета «Жумыр-Кылыш». Все бы ничего, но вот клип. Режиссер не нашел ничего лучше, чем снять целый степной боевик с элементами кунг-фу, погоней за волками и охотой на казахского маугли. Опять же мы видим небрежное отношение к истории создания кюя. История гласит, что батыры Жумыр и Кылыш были друзьями Махамбета, которые были жестоко казнены царской администрацией (их привязали к дулам пушек и выстрелили из них). Кюй Махамбета также написан в жанре жоқтау.
Пример №3. Он не мой. Внимание на это искажение обратила заслуженный деятель культуры Татьяна Бурмистрова: «В фильме «Кыз-Жибек» показано много красивых казахских обычаев, которые сегодня безбожно попираются. Вы посмотрите, как на современных казахских свадьбах заносят торты и задувают на них свечи. Но это, вообще, уму непостижимо, чтобы под молодым шаныраком гасился огонь. Помните, в фильме, когда окружение Кыз-Жибек, узнав о смерти Толегена, тушит в свадебной юрте светильник. И тогда Кыз-Жибек с плачем бросается к лампаде, чтобы им помешать. Угасший огонь в казахской традиции — это знак смерти, траура. А мы, извините меня за выражение, творим, что хотим, что нам на ум взбредет».
Это три примера, которые первыми пришли мне в голову. Вы можете поделиться своими.
Москва не сразу строилась. Культурный фильтр в процессе самовосстановления. Со временем мы обретем целостность нашей культуры, и тогда не будет жалких копий ненужных нам проектов на ТВ, таких как «Давай поженимся», «Наша Казаша», «ВУЗеры» и т.д., иных дурацких симулякров.