Казахская женщина в этнографических заметках

0
8017
Фото Д.Багаева

Женская верхняя одежда в общем такая же, как и мужская. Обычно женщины носят один или несколько шапанов. Более короткие, прилегающие, гладкие кафтаны, преимущественно из полушелковой материи, иногда отороченные мехом, которые застегиваются на груди на пуговицы, я видал только у богатых девушек. Рубашка
у киргизок восточной степи — широкая и длинная — до голени. Своим покроем она приближается к тем широким рубашкам, которые носят татарки. Разрез на груди обшит шелковой каймой, которая у богатых украшена позументом, монетами и пуговицами. Поверх рубашки женщины обычно повязывают хлопчатобумажный или шелковый пояс, который у богатых женщин нередко очень красиво вышит.

Женский головной убор состоит из двух больших четырехугольных белых платков, нижний из которых повязывается таким образом, что он образует как бы высокую островерхую шапку, а верхний обвязан только вокруг нижнего края этой шапки и свисает на плечи и спину. Девушки вместо платков носят очень изящные, отороченные мехом шапочки, к которым прикрепляется несколько пушистых перышек. Разумеется, шапки самые разные, в зависимости от состоятельности их владелиц. Часто они сделаны из бархата, плюша, сукна или шелка и отделаны бобровым или обезьяньим мехом. Островерхие шапки, которые киргизки носили еще несколько десятилетий тому назад, теперь совсем вышли из моды.

Женские штаны и сапоги почти того же фасона, что и мужские, но теперь киргизки носят исключительно мягкие татарские сапоги и галоши. Сапог для верховой езды с острым каблуком на середине подошвы я у киргизок не видал.

Женщины и девушки отличаются друг от друга также и прической. В то время как первые заплетают две или три косы, две из которых обычно лежат на плечах и украшены раковинами, металлическими пластинками, жемчугом и монетами, девушки носят много тоненьких косичек с такими же, как у женщин, лентами и металлическими украшениями.

Богатые киргизки любят надевать на себя много украшений, главным образом из серебра, кольца, браслеты, цепочки и тому подобное. Кроме того, они обычно употребляют в большом количестве белила и румяна и красят пальцы в желтый цвет.

В.В. Радлов, «Тюркские степные кочевники»

Оренбургские казахи. Английский рисунок
Основная работа по дому у киргизов также лежит на женщине, в то время как мужчина, хотя он и работает больше, чем калмык, все же тратит значительную часть своего времени на поездки в гости или принимает гостей у себя. При всем при том женщина все-таки пользуется большей свободой, чем у калмыков. Она принимает участие в различных празднествах, причем для женщин ставятся специальные юрты. Женщины из соседних аулов часто бывают в гостях друг у друга. Нередко даже устраиваются угощения и пиршества, в которых участвуют только женщины.

Разумеется, у кочевого народа не может быть и речи о таком же строгом разделении полов, как у оседлых мусульман. Ни девушки, ни женщины не закрывают лица. Они принимают участие в каждом собрании, в играх и вместе с мужчинами поют в хоре и при состязаниях певцов. В разговоре мужчины и женщины обмениваются шутками. Более того, киргизские женщины позволяют себе общаться с мужчинами гораздо более свободно, чем, например, русские женщины и девушки.

В.В. Радлов, «Тюркские степные кочевники»

Между большею частию смуглых, широколицых, со сплюснутыми носами и почти закрытыми глазами, малорослых, неуклюжих женщин есть особенной красоты брюнетки. Нежность кожи, правильныя черты, полные огня черные глаза и благоустроенный рот, с рядом — как перлы — зубов, пропорциональный и стройный стан, дали бы многим блистательное место в ряду наших красавиц. Нельзя без вздоха смотреть на жалкую участь достающейся часто в удел дряхлому старику, проданной за калым, вовсе не по склонности; но женщины, как я прежде говорил, здесь пользуются некоторою свободою и не страдают заключенными в гаремах, как у других неистовых Магометан, не удручаются ревнивостию своих властелинов. Киргизки крепкого сложения, бойки в езде на лошадях, чадолюбивыя матери, охотою к трудам далеко превосходят мущин, и все что до домашнего быта надлежит, обрабатывается женщинами. Накормить, оседлать лошадь и даже посадить на нее мужа, упражнение в скотоводстве, во время кочевки снимать и ставить юрты и вьючить верблюдов, все лежит на обязанности жен.

Женщины — свои длинные и черные, как смоль, волосы заплетают очень искусно в две косы, к концам коих привешивают шелковыя кисти, почти земли касающияся, кои украшают кораллами, бисером, перламутом и серебряными бляшками. Головной убор их состоит из кички, подобной отрезанному конусу, в две четверти аршина вышиною; под ним на лбу употребляют повязку до самых бровей, к коей привешено множество кораллов и жемчугу, нанизан наго на нити и висящаго по обеим сторонам лица, даже до плечь. Некоторыя в нос продевают серебряное кольцо, — это означает любимую дочь. В ушах носят длинныя с жемчужинами серьги, также надевают множество перстней и колец. Кички свои обвертывают белым кисейным платком, спускающимся на спину треугольником. Платье (кутня) длинное и широкое застегивается, как капоты, от верху до низу пуговищами; оно бывает суконное, парчевое и разных шелковых и бумажных материй, ярких и пестрых цветов; сапоги кожаные, предпочтительно красные, востроносые, с высокими каблуками, подошвы убитые маленькими гвоздиками, а исподнее, мужское, необходимое к верховой езды. Девушки отличаются от женщин тем, что они не имеют убора на голове и заплетают от семи до девяти кос, кои произвольно разбросаны и по лицу и по плечам; из за них они украдкою дарят страстными взглядами. Иные покрывают голову маленькою остроконечною скуфьею, шелками вышитою, аракчин, называемою. Девушки занимаются прилежно, как вышиванием одежды узорами так и другими рукоделиями, в чем бывают довольно искусны.

Семен Броневский, «О казахах Средней Орды»

Женщины имеют некоторые довольную красоту; но, как народ азиатский, смешанный из разных племен, более калмыковат; телом плотны, к воспитанию детей весьма способны. Волосы по большей части имеют черные и длинные, заплетают в две косы и навешивают для украшения на кольцах шелковые большие кисти, которые достают почти до полу; а по ним нижут маржаном, разными корольками и серебреными бляшками, и разных видов бляшками из белых раковин, которые достают от ташкенцов. И такие же украшения имеют на нагрудниках. На головах носят высокий, называемый навлук, а сверх оного — накладку на лбу, у коей прицеплено множество ниток маржана и жемчуга, который по обеим сторонам лица висит, даже до плеч. С верху обертывают белым платком, который попускается на спине клином очень низко; некоторые носят в носу маленькое серебреное колечко, по которому почитают любимую дочь отца. Перстей надевают множество; а в ушах носят серьги по большей части на больших кольцах, длинные с жемчужинами. Платье носят длинное, куртки, имея до подолу пуговицы, суконное, бархатное, парчовое, и разных европейских шелковых материев, по достаткам. Сапоги — из разных кож: красных и черных с острыми пятами или каблуками, так что ходить в них весьма трудно, у коих подошвы набивные маленькими гвоздками. Носят также и штаны, ибо они ездят всегда верхом на верблюдах, и лошадях, и быках; и великие бывают из них наездницы. Мужа своего именем никогда не называют, и поставляют то за грех, а называют мурзою, то есть, господином. Свекра своего не должна женщина видеть, поколь не родит младенца; а ежели сие случится нечаянно и миновать будет не можно, то должен он ее подарить знатным подарком. При перекочевке с места на место должность есть жен снимать и поставлять юрты, седлать для мужа лошадь и сажать его на оную. Рукоделия оных — прясть шерсть, ткать армякчину, шить разными шелками, как платье, так и конские уборы, катать войлоки, ткать тесьмы, шить платье, иметь смотрение за домом и воспитанием детей.

И.Г. Андреев, Описание Средней орды киргиз-кайсаков

Женщины, напротив, ведя более, нежели мужчины, замкнутую жизнь, менее, нежели они, имеют возможности обогащать свое воображение впечатлениями внешней природы, но за то более вдумываются в эти впечатления, в обстановку семейной жизни, любят делится между собою делаемыми ими по этому поводу сравнениями, и потому их песни понемногу совершенствуются, в них есть инекоторая правильность в размере стихов, и кое-какая рифма, идет вперед и мелодия; наконец, девушки распевают хоровые песни, к которым на праздник очень часто присоединяют свои голоса и молодые мужчины. Нельзя сказать, чтобы в их голосах была надобность, полезная в деле мелодичности помощь, чтобы песня через это сколько-нибудь. выигрывала, по само собою понемногу сказывается и то, и другое. Кроме того, при этом совокупном пении разнообразится, пополняется несколько и содержание песен. Мужчины более или менее удачно поправляют прежде сделанные сравнения, картины, которые, понравившись девушкам, потом понемногу обрабатываются ими и вводятся в песни новыми куплетами, уничтожающими старые сравнения, и т.д.

М.И. Красовский, Образ жизни казахов степных округов

Женщины, как знакомые, так и не знакомые, выражают одна другой свое приветствие наклонением головы; с мужчинами здороваются и прощаются на словах, не подавая рук и не наклоняя головы; но вступая в разговор с почетным лицом или говоря с стариком преклонных лет, становятся на одно колено.

Девушки между собою целуются, между женщинами же это не принято. При входе в юрту знакомого человека, девушки наклоняют голову и разговаривают; от незнакомого же должны, по внушению родителей, воспитанных в правилах магометанского закона, спрятаться за занавеску или выбежать в другую юрту; однако это не везде выполняется.

М.И. Красовский, Образ жизни казахов степных округов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.