Депутат выдал перл: «У нас в казахских семьях появилась мода называть девочек Диана. Я говорю: «Зачем?», а мне отвечают: «А вот принцесса была». Позвольте, кто она такая? Ну да, она попала в королевскую семью, она стала принцессой, она была красива, она родила двух прекрасных детей. Это все хорошо.
Но из-за одного любовника, потом другого, потом третьего она бросила своих детей, она бросила мужа, она опозорила такую аристократическую королевскую семью. И все ради, извините, любовных похождений. Она не состоялась ни как мать, ни как жена. Она изменила мужу, она изменила своим детям».
Почему-то я не удивлен. Два года назад на встрече с тем же депутатом я испытал неподдельный шок, когда он взялся критиковать сказки про Алдара Косе и Емелю-дурачка. Может быть, я бы отнесся снисходительно к его словам, если бы он ронял мысли в шутку, но было не смешно, потому что человек верил в свои слова и говорил искренне. Было страшно. Впрочем, свое мнение о сказочных персонажах он не постеснялся повторить и перед журналистами:
«Если мы хотим к 2020 году наладить собственное современное, экспортоориентированное производство, мы должны понимать, что нашу молодежь нужно к этому готовить. Для этого нужно не только образование поднять. Нужно позаботиться о мощном идеологическом обеспечении этой программы, суть которого: «Хочешь стать успешным – стремись учиться, становись профессионалом». А мы вместо этого в школах, детских садах воспитываем детей на примере Алдара Косе да Иванушки-дурачка. Из этих бездельников и по сути аферистов мы сделали положительных героев, то есть пример для подражания, а умных, работящих братьев Иванушки выставили скупердяями и занудами. При таком подходе каким вырастет это поколение? Будут они стремиться к профессионализму? Или предпочтут лежать на диване в ожидании богатства, а то еще хуже – пойдут это богатство отбирать у других? Словом, нам нужно мощное идеологическое обеспечение программы ФИИР, начиная от подготовки профессионалов и заканчивая элементарным воспитанием».
Интересно, знает ли депутат о том, что среди старшего поколения, которому еще не было известно о принцессе Уэльской, тоже немало Диан, а само имя это восходит к древнегреческой богине, покровительнице охотников — Артемиде? А сказку про Алдара даже дети воспринимают с юмором.
Мне нравится один отрывок из работы Сержа Московичи «Век толп»:
«… уровень человеческой общности стремится к низшему уровню ее членов. […] в сообществе первые становятся последними.
Солон утверждал, что один отдельно взятый афинянин — это хитрая лисица, но когда афиняне собираются на народные собрания в Пниксе, уже имеешь дело со стадом баранов. Фридрих Великий очень высоко ценил своих генералов, когда беседовал с каждым из них по отдельности. Но при этом говорил о них, что собранные на военный совет, они составляют не более, чем кучку имбецилов. Поэт Грильпарцер утверждал:«Один в отдельности взятый человек довольно умен и понятлив; люди, собранные вместе, превращаются в дураков».
Немецкие поэты были не единственными, кто констатировал этот факт. Задолго до них римляне придумали поговорку, которая имела большой успех: Senatores omnes boni viri, senatus romanus mala bestia, сенаторы — мужи очень достойные, римский сенат — это скверное животное.
А итальянский философ Грамши, имевший богатый человеческий опыт и много размышлявший над природой масс, дал ей очень точную интерпретацию. Как он полагает, пословица означает:
«Что толпа людей, ведомых их непосредственными интересами или ставших жертвой страсти, вспыхнувшей в ответ на сиюминутные впечатления, без какой-либо критики передаваемые из уст в уста, эта толпа объединяется для того, чтобы принять вредное коллективное решение, соответствующее самым что ни на есть звериным инстинктам. Это верное и реалистическое наблюдение, если только оно относится к случайным толпам, которые собираются как «толпа во время ливня под навесом», состоящая из людей, не несущих никакой ответственности перед другими людьми или группами, либо связанных с какой-то конкретной экономической реальностью — это деградация, которая аналогична личностному упадку».
Кажется, в нашем случае нет качества ни в отдельно взятых людях, ни в общности этих самых людей. По крайней мере, количество здравомыслящих уменьшается в толпе, и возможно поэтому их голоса теряются в ней. При таком раскалде не далек тот день, когда родители на ночь своим детям будут рассказывать сказки про ФИИР.
Ах да, другой депутат рекомендовал делать в домах окна меньшего размера для сохранения тепла, но об этом как-нибудь в другой раз…