Управляемая Турция. Часть 1. Двойной троллинг

0
1994

В недавней поездке в Стамбул оказался на блошином рынке, где мною заинтересовались местные барыги. Кто знает Капалы Чаршы или Гранд базар, как его еще называют, поймут меня, если я скажу, что это город в городе.

Их «офис» располагался в нем. Петляя по многочисленным проходам базара среди огромной толпы людей, мы, наконец, добрались до их «резиденции». Это была святая святых для любого бониста или нумизмата. Денежные банкноты всех стран, монеты любой чеканки. Настоящий музей. Несмотря на то, что я собираю бракованные казахские монеты, которых у них, как я не сомневался, не могло быть в помине, было просто интересно посмотреть на старинные монеты византийской и османской поры.

Мне предложили чай в турецком финджане, удобно расположили на кресле. Едва я упомянул о Казахстане, как у одного загорелись глазки, он произнес «вэйт э минит», ушел в подсобное помещение и вернулся оттуда с толстым мешком, набитым монетами. Через минуту на столе были разбросаны наши монеты в 100 тенге. Неисчислимое множество «стольников» лежало передо мной.

Турок-барыга, посмотрев в мои глаза, не дал мне опомниться:

— Забери их все!

— Сколько здесь выйдет? — задаю я резонный вопрос на смеси английского с турецким.

— Около двадцати тысяч тенге. Возьми их все. Я отдам тебе по 80 тенге за монету.

«Ах вот где пропадает вся наша мелочь, с которой проблемы в магазинах по утрам», — думаю про себя. В мысли возвращается новость о выпуске банкноты в 20 000 тенге, как тонкий троллинг общества от Нацбанка.

Купить двадцать тысяч тенге за 16 000? Что это еще за невидаль такая? Звучит заманчиво, конечно.

— Что с ними я буду делать? Это же лишние килограммы к моему багажу! — восклицаю я. А монеты, тем временем, продолжают сыпаться из мешка, как из рога изобилия.
Вообще, торговаться с турецкими продавцами — это настоящее театральное искусство. Все они представляют из себя отменных актеров. Я решил насладиться маленьким спектаклем.

— Отдай их, ходжам, за полцены, — говорю я с лукавой улыбкой.

— О нет, нет, не могу, пусть тогда лежат, — разводит он руками с трагической гримасой.

— Ходжам, ходжам? 50 тенге за монету? — лукавая улыбка не сходит с моего лица.[«Оскар» за лучшую роль второго плана уже в кармане].

Продавец отрицательно цокает. Чай допит, я благодарю за гостеприимство и направляюсь к выходу. Первый барыга, который привел меня сюда, убеждает пройти еще в одну соседнюю лавку.

— А что там?

— Там деньги! Казак каыт парасы.

Идем в другую лавку. Вновь сажусь на полужесткое кресло, попиваю с очередного финджана.

Здешний продавец достает из тайника плотную упаковку. Через пару секунд на столе лежит солидная стопка потрепанных наших банкнот старого образца. На меня поглядывают десятки и десятки аль-Фараби. Самый маленький номинал — 1000 тенге.

— Покупай!

— Фияты не кадар?

Достает калькулятор и считает по текущему курсу доллара к тенге. А ведь знает курс, что самое интересное! В стопке что-то около 80 тысяч.

— Бери все за 500 долларов.

— Нее, зачем они мне? — вопрошаю я, а сам перебираю в руках старые наши деньги и ностальгирую по прошлым временам.

— Ну ты пойдешь, обменяешь их в банке на современные ваши банкноты, — и об этом он знает, удивительно!

— У нас уже истекли сроки приема и обмена старых банкнот, были бы они еще новые, подумал, вдруг коллекционеры заинтересуются. Но нет, не буду брать. Теперь это просто бумага.

Он думает немного и, махнув рукой, говорит:

— Ай, бери за сто! Давай, а то передумаю.

Не взял. Думал, что сроки действительно истекли. Ан нет, уже в Алматы узнал, что они истекают только 13 октября текущего года. Не жалею. Вот такая история.
У истории есть мораль. Если вы скоро едете в Стамбул, то во всех крупных чаршы найдутся такие лавки, которые изобилуют нашими деньгами. Можете обойти их все и окупить несколько своих поездок. 🙂

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.