Граждане Казахстана о наводнениях: «Общество совершенно искренне отреагировало на трагедию таких же простых людей»

0
1400

Весна в Карагандинскую область пришла со стихией. В результате паводков там оказались подтопленными свыше 700 домов. Казахстанцы с других регионов начали отправлять грузы с гуманитарной помощью пострадавшим карагандинцам. Пункты приема помощи были организованы в крупных городах республики. Формируется ли рост гражданского самосознания среди казахстанцев и какую оценку можно дать усилиям гражданам Казахстана в помощи карагандинцам, выяснил «Саясат» у активных пользователей социальных сетей.

Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан: «Я думаю, что да, можно говорить о росте гражданского самосознания. Беда людей в Карагандинской области объединила многих, кто готовприйти на помощь. Люди собирают вещи и продукты, отправляют деньги, едут в места, где произошла катастрофа, чтобы лично помочь нуждающимся. И для многих это было большим удивлением, что откликнулось такое количество людей».

Адлет Кумар, писатель, автор книг «Испытано на себе» и «Город летающих пакетов»: «Стихийно появившаяся, но молниеносно подхваченная и оперативно реализованная акция по сбору гуманитарной помощи карагандинцам показало потрясающую, хотя, признаюсь немного неожиданную, сплоченность нашего Общества перед лицом понятных и серьезных испытаний, а не эфемерных и фальшивых призывов и лозунгов.

Кроме этого, акция выявила наличие не только стремления и возможности людям объединяться, но и личностей, далеких в обычной жизни от общественной активности, но могущих в нужный момент существенно активизировать свой лидерский потенциал и повести людей. Это приводит нас к второму вопросу о росте гражданского самосознания. Видно, что Общество совершенно искренне отреагировало на боль и трагедию таких же простых людей. Но еще одним существенным фактором стало разочарование в способности госаппарата помочь людям. Это один из немногих примеров, когда реально люди отодвинули государство на второй план в национальном масштабе. Видится, что процесс уже необратим. Люди почувствовали долгожданный вкус общности и братства».

Гаухар Сатпаева, начальник отдела PR-проектов КАЗКОМ: «Я считаю, что подъем волонтерского движения в Казахстане говорит нам о том, что у людей растет гражданское самосознание. Люди стали ощущать себя единым целым. Многие хотят не только получать, но и что-то отдавать. А это один из признаков зарождающегося среднего класса.

Значимую роль в развитии волонтерского движения сыграли новые виды коммуникаций и технологии новых медиа. В данном контексте я говорю о социальных сетях. Люди могут посредством новых медиа объединяться вокруг одной цели.И этот тренд хорошо показал нам это объединение людей для помощи пострадавших в Караганде».

Айдос Сарым, политолог: «Здесь можно увидеть некие хорошие предпосылки того, что можно назвать гражданским обществом. Люди сами приходили, в том числе и я, друзья, без всяких понтов и личных разговоровс целью помочь. Это важнее, чем какая-либо мобилизация. Именно так зарождается гражданское общество, именно так оно себя проявляет в лучших чертах.Но я думаю, что это не тот случай, когда надо хвалиться. Просто это правильное направление, в котором нашему обществу надо двигаться».

Бахытжан Бухарбаев, главный редактор Gonzo.kz: «Во-первых, помощь граждан гражданам говорит о том, что все не так плохо в стране, как принято говорить среди населения. Такие акции гражданской помощи и активности в адрес пострадавших свидетельствует о том, что на многие вещи можно смотреть с оптимизмом в будущем.

На мой взгляд, это внушает огромную надежду на то, что у этого общества есть огромное будущее. Когда люди не знают друг друга, все равно помогают друг другу, — это показатель того, что мы можем считать себя единой сплоченной нацией. Это вне всякого пафоса. Общество не бросает своих членов в беде».

Зарина Ахматова, шеф-редактор интернет-журналаVласть: «То, что случилось в эти дни, несомненно, исторический щелчок,  не столько в политическом смысле, сколько в  самоощущении многих людей, которые оказались причастны к тому, что происходило в пунктах сбора помощи. Люди осознали, что они могут самоорганизоваться и добиться ощутимых результатов.

В данном случае, была конкретная цель – помочь пострадавшим от паводков, помочь соотечественникам, и  это не было актом сочувствия чужой беде или, как это часто бывало у нас, сплочение на почве ненависти, «дружба против», это было попыткой спасти «своих». Те, кто был включен в эту цепочку, наконец, повернулись лицом друг к другу.

На моей памяти впервые в Казахстане это происходило в таких масштабах. Социологи и политологи, наверное, еще скажут, что кристаллизация среднего класса происходила в тот самый момент, когда люди несли продукты и одежду в места сбора помощи, а волонтеры на полу сортировали вещи и искали возможность направить гуманитарную помощь в Карагандинскую область.

На протяжении всей истории казахстанской независимости эксперты и политики пытались сформулировать пресловутую национальную идею и идентифицировать людей, проживающих на территории нашей страны. Как выяснилось, погрузка баулов оказалась гораздо более эффективным инструментом для этого, нежели огромное количество «круглых столов».

Если вы посмотрите в социальных сетях аккаунты волонтеров, то увидите, что все они – абсолютно разные по своей этнической, политической, профессиональной и идеологической принадлежности люди. Виртуальные площадки для них превращались в ристалища для сетевых побоищ. Беда, которая пришла со стихией в Карагандинскую область, помогла, как минимум алматинцам и астанинцам, осознать, что есть вещи гораздо более сущностные и важные, чтобы преступить через эти разногласия.

Это можно сформулировать так: организовали все люди из Фейсбука, помощь осуществляла аудитория ВКонтанте, а большую часть вещей принесли завсегдатаи «Одноклассников» и «Моего мира».

При этом достаточно посмотреть набор вещей, которые несли люди в пункты сбора помощи, чтобы понять, насколько разные по социальному достатку люди, участвовали в этой акции.  Это были и ветераны, студенты,  пенсионеры с тушенкой и ношенными куртками;  и бизнесмены, которые отправляли машины специально закупленных вещей и продуктов.

Говорят, что нет худа без добра. Но главное, что смогли сделать волонтеры по инициативе и под руководством нескольких людей из так называемой креативной прослойки, — это структурировать этот массовый порыв и поднять его на новый организационный уровень. Мне кажется, в эти дни казахстанцы заложили первый кирпич в новое определение собственной государственности, выйдя из зоны личного комфорта в пользу общественного».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.