Нассим Николас Талеб, Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости

0
2515

Одна из интересных работ, которую читал за последние годы.

Черный лебедь, термин, введеный автором, — это событие, обладающее тремя характеристиками:

  1. Оно аномально, потому что ничто его в прошлом не предвещало.
  2. Оно обладает огромной силой воздействия.
  3. Человеческая природа заставляет нас придумывать объяснения случившемуся после того, как оно случилось, делая событие, сначала воспринятое как сюрприз, объяснимым и предсказуемым.

Неспособность предсказывать аномалий ведет к неспособности предсказывать ход истории. Несмотря на прогресс и прирост информации будущие события все менее предсказуемы. Человеческое сознание, как утверждает автор, страдает от трех проблем, когда оно пытается охватить историю:

а) иллюзия понимания, или ложное убеждение людей в том, что они в курсе всего, происходящего в мире, — более сложном (или более случайном), чем им кажется;

б) ретроспективное искажение, или наше природное свойство оценивать события только по прошествии времени, словно они отражаются в зеркале заднего вида;

в) склонность преувеличивать значимость факта.

«Черный лебедь — это проблема лоха. Иными словами, ее наличие зависит от ваших ожиданий. Вам понятно, что вы можете истребить Черного лебедя с помощью науки или широкого взгляда на вещи. Конечно, при помощи науки Черного лебедя можно и создать: достаточно уверить всех, что Черный лебедь им не грозит — вот так наука превращает разумных граждан в лохов». Человеческая природа не запрограммирована на Черных лебедей, а значит предсказывать, предугадывать и прогнозировать события неспособна.

В этой связи автор критикует профессоров ВУЗов, представителей социальных наук, почти всех нобелевских лауреатов по экономике и т.д. за то, что «прогнозировать исторические события практически невозможно, а следовательно, «неконкретные» области знания, то есть историю и социальные науки, необходимо понизить в ранге почти до уровня эстетики и увлечений вроде коллекционирования бабочек или монет».

По представителям СМИ философствующий трейдер проехался катком (у автора к ним какая-то особая неприязнь):

«Телевидение — это носитель несправедливости и одна из важнейших причин нашей слепоты ко всему, что касается черных лебедей».

«Журналисты имеют тенденцию группироваться, причем не столько вокруг одинаковых мнений, сколько вокруг одинаковых методик анализа. […] Эту умственную заразу усугубило то, что Роберт Фиск называет «гостиничной журналистикой».

«Неужто журналисты с утра забегают в медпункт за дозой допамина, чтобы лучше сочинялось? […] Такое впечатление, что журналисты предпочитают бесконечную точность ошибочных выводов «приблизительной» правде сказочника».

«Что до журналистов — черт бы их всех побрал! — они плодят погрешности в промышленных масштабах».

«Поистине журналисты учат нас тому, как не надо учиться».

Выводы, которые делает автор в своей работе, на мой взгляд, вполне применимы к разным ситуациям в жизни, как например, выбор работы, оценка политической программы предвыборного кандидата и т.д.

Книгу рекомендую для широкой аудитории, но обязательно для политологов, журналистов, экономистов и философов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.