Есть люди, которые мало говорят и много делают, Бахытжан Бухарбай один из них. Его не увидишь в бурных обсуждениях в соцсетях на языковые темы, он никогда не бьет себя в грудь, доказывая свою любовь к родине, но более настоящего патриота своей страны и человека сделавшего так много для развития государственного языка, я лично не встречала. Бахытжан — политолог, журналист, редактор, художник, автор проектов по развитию казахского язык. Вчера он презентовал свою четвертую книгу «Күміс кітап» — это такое обращение к молодым людям. Его трудолюбие не знает предела, на встречу перед презентацией своей книги он неожиданно для меня опоздал. Оказалось, что Бахытжан…ловил в своем подъезда воров-домушников. Не пройти мимо беды – это про него.
— Поймали воров?
— Конечно, догоняли их уже во дворе, но задержали. Вы уж извините за опоздание.
— Я ждала вас в книжном магазине, где не соскучишься, успела полистать и вашу книгу. Она написана для молодых, которые не читают, каким образом вы будете их привлекать?
— Саму идею я вынашивал полтора года, а написал книгу за 16 дней. Да, мне хотелось обратиться к молодым людям. Проблем у них много, и одна из них, которая подтверждена социологическим исследованием фонда им. Эберта, что 80% людей не читают книг. Вот после этих данных, я начал размышлять, какое будущее мы получим с таким показателем, будет ли оно вообще при таком раскладе безоблачным? Мне это не безразлично, потому что свою жизнь связываю с этой страной.
Книги развивают у людей свои ценности, а когда своих нет, то ты ищешь их в чужих идеях, людях, агашках, при этом перестаешь верить в свои силы, потенциал, начинаешь думать чужими мыслями. Тогда я решил изложить свой 17-летний опыт общения с книгой — как сформироваться читателю, как выбирать чтиво, собирать библиотеку, с кем делиться книгами, образовывать круг общения.
Изложил я все коротко, в формате фейсбучного поста, потому что молодые люди длинные тексты не читают, моя книга рассчитана всего на два часа чтения. Помимо этого последние три года я делаю такой некий итог и подсчитываю, сколько книг я прочитал. В 2016 прочитал всего 40 книг от корочки до корочки, а два года назад я прочитал 88 , описываю не только о чем произведение, но и ставлю цели прочесть больше, расстраиваюсь, что не хватило времени, подбадриваю других посоревноваться.
Казахи — они же не могут без понтов, и раз нельзя это искоренить, значит надо направить особенность в конструктивное русло. Я предложил понтоваться не машинами и гаджетами, а книгами, так и призвал молодых людей: «Я прочел 40 книг, а чего добился ты?». И эти мои отчеты вызвали ответную реакцию, люди удивлялись, стали задумываться о своем списке. Может быть это будет проходящей модой, но человек ведь все равно прочтет книги, что-то в его голове отложится, появятся знания, свои, а не агашкины.
— Интересная эта «понтовая» особенность казахов, откуда ее корни?
— И Абай писал об этой черте, только называл ее бахвальством и хвастовством. Наверное, это складывалось веками, я не этнограф, но когда читаю какие-то летописи, то вижу, что всегда встречались у нашего народа такие качества. Но это есть у всех людей, просто в разном объёме, а когда ценности сбиты, то эти черты обостряются в обществе. Сейчас у нас ведь не все гладко в нашем обществе.
— Вы написали и издали уже четвертую книгу. Сложно ли это в нашей стране?
— Я долгое время нахожусь в свободном плавании, работаю в разных областях, у меня много знакомых-единомышленников, в том числе, и издателей, дизайнеров, художников. На стадии написания мне удается убедить своих партнеров, они мне верят. За спонсорской поддержкой, обратился в три банка, но меня там не поддержали. Я готов был урезать свой семейный бюджет, но мои друзья, пусть они не очень обеспеченные, вовремя изъявили желание мне помочь.
— Что с вашим авторским проектом «BAS QOSU» по изучению казахского языка, поддержали ли его наши министерства?
— За 2 года мы обучили более пятисот человек, в том числе, и иностранцев. Наша авторская методика – моя гордость, потому что много в этот проект вложился. Когда я убедился, что наша методика устоялась, она работает, обратился в Астане к специалистам, провел презентацию, предоставил показатели, как любят наши чиновники, им понравилось, готовы были поддержать, но потом состоялись досрочные выборы, затем еще что-то, всем стало не до меня, обещали перезвонить, но пока молчание.
У меня нет задачи потешить свое эго и превращать проект во что-то глобальное, но он вырос в многонациональное комьюнити, а в этом случае, ты начинаешь острее чувствовать обязательства перед людьми, мы же в ответе за тех, кого приручили. Так что мы продолжаем работать по-прежнему бесплатно, по крайней мере, в условиях Алматы.
— Я никогда не видела ваши комментарии под национал-патриотическими постами в соцсетях, это принципиальная позиция?
— Мне говорили ребята, почему ты на стадии реализации свои национальные проекты не обсудишь со всеми. Попробовал, написал пост в фейсбуке, призвал всех подключиться к зарождающемуся проекту ради процветания нашей страны, в итоге получил 42 «лайка», 15 патриотов обещали встретиться, в итоге пришли всего 4 и все опоздали, хотя я просил этого не делать.
В конце концов никто так ничего и не сделал, поэтому предпочитаю действовать в одиночку. Я гораздо продуктивнее так работаю, нежели, когда трачу свое время на людей, которым «бла-бла-бла» дороже. Мне не надо тысячи сподвижников, мне нужны единицы трудоспособных и ответственных людей.
— А почему проекты «ради процветания родины» получают 42 «лайка», а скажем личная жизнь Баян Есентаевой, прическа госслужащего или признания токал 150 тысяч?
— Люди не читают книг, в этом вся причина. И не группы типа «One Nighty One», которую все критикуют, портит нацию, а как раз-таки то, что люди перестают читать. Это одна из причин деградации, а их на самом деле много. Просто я не могу все охватить, отвечаю за свою сферу, в которой, как говорят мои друзья, выполняю один работу целого Комитета.
— Тяжело все-таки одному в поле, не было желания переехать куда-то?
— У всех нас есть в окружении есть люди, которые уехали, это становится для многих моделью поведения. У меня тоже веры в лучшее будущее становится все меньше и меньше, но я такой патриот-мазохист, у меня нет другой страны больше. Это, наверное, результат воспитания, традиций, уважения к предкам, мы казахи очень привязаны к своей земле.
Но это не результат государственной пропаганды, просто люди, которые тут живут, должны быть уверены, что они смогут реализовать свои возможности здесь , вот и все, уезжают только по этой причине. А я еще верю в бога, хотя не фанат, и во время молитв, задаю себе вопросы: «Почему я родился в этой стране?». И мне приходит ответ, что все в жизни неспроста, значит это мой путь, здесь мое предназначение, мне дано здоровье, даны возможности, надо работать, и вот это меня мотивирует.
Полина Шиманская, специально для Матрица.kz