Битва на словах

0
2584

Казахи, издревле расселившиеся на большом пространстве в самом сердце Евразии, всегда отличались общностью культуры, языка и мировоззрения. Это способствовало сохранению единства народа и национальной целостности. Огромные расстояния от одного конца страны до другого никак не могли смутить кочевника: преодолевая длинный путь, он переносил культурную и историческую информацию. Сейчас, в мир интернета, телевизора и телефонов, в этом уже нет нужды, но жажда через песни рассказывать о том, как живет наш народ, до сих пор остается.

В числе таких ценностей особняком стоит айтыс — уникальный жанр устно-поэтического творчества, имеющий многовековую историю. Именитый айтыскер преодолевал долгий путь, чтобы встретиться с другим знатным акыном. На такое событие народ стекался даже из самых отдаленных аулов. Во время айтыса айтыскер воспевал свой регион, его жителей, особенности их нравов. Таким образом, казахи из севера прекрасно знали о том, как живут казахи на юге; западные казахи узнавали о своих соотечественниках из восточной части страны, и наоборот; хотя и те, и другие могли и не быть ни разу в этих краях. Иностранные гости, попадавшие в казахские земли и становившиеся свидетелями таких состязаний, давались диву виртуозностью и находчивостью акынов. Например, польский поэт и этнограф Адольф Янушкевич в середине XIX века восторженно писал об увиденном айтысе: «Как на Олимпийских играх два поэта боролись друг с другом. Едва один выстрелит строфой, другой немедля отстреливается; первый смело нападал, второй мастерски защищался; страсть у обоих все возрастала и разжигала острую борьбу. Это была захватывающая картина».

Битва на словах

С тех пор изменилось многое. Последние несколько лет айтыс, собиравший большую аудиторию перед телевизорами, не появлялся в эфире. Ходили слухи, что причиной этому стало то, что айтыскеры слишком открыто критиковали власть. Но древняя традиция выстояла против цензуры. С осени этого года на телеканале «Хабар» стартовал проект «Жастар жырлайды», который подарил молодым казахстанцам возможность проявить себя и выразить свою позицию

Битва на словах

На телепроект, как и столетия назад, приезжают акыны из разных регионов Казахстана, вооруженные домброй и могучей силой слова. Как и века назад, это событие собирает приличную аудиторию. Это неудивительно: айтыс обнажает язвы общества, айтыскеры указывают на существующие проблемы и предлагают пути их решения. Акыны являлись гласом народа в казахском обществе, почти что судьями, и даже ханы не могли обойти вниманием их «вердикты».

Многие сейчас лучше знают о всякого рода рэп-баттлах и западных рэперах, которые на незамысловатых и примитивных речитативах сделали себе состояние. С полной уверенностью можно говорить, что никакой участник рэп-баттла в подметки не годится айтыскеру, и убежит через несколько минут после начала состязания. В айтысе нет места «понтам», и если в человеке нет глубоких знаний, а также сопереживания проблемам своего народа, ему не стоит идти в айтыскеры. В этом может убедиться каждый желающий, включив телеканал «Хабар» по воскресеньям в 15.30.

Битва на словах

В ожидании появления первых участников в студию постепенно стекается народ. Через несколько минут здесь будет по-настоящему «жарко». В конце лета начался отбор молодых акынов со всего Казахстана. Информация о проекте была размещена в интернете, также объявление шло по телевидению. Именно по этим каналам основная часть участников узнала о возможности показать себя, высказать свои думы. Информация также распространялась через городские и областные управления по культуре.

Битва на словах

Среди зрителей присутствуют узнаваемые в обществе люди, которые, пользуясь свободным временем, активно снимают на камеру висящее в воздухе предвкушение, и сообщают об этом в твиттере. Надо поторопиться, иначе во время записи запретят любую съемку

Битва на словах

Между тем, в одном из кабинетов, у молодых айтыскеров идут  последние приготовления перед выходом. По ним не видно волнения. Импровизацией полон воздух: даже во время приготовления потоком льются стихи и звучит мелодия. На сцене уже будут подняты проблемы, а то, что происходит сейчас, можно назвать, выражаясь языком пользователя интернета, стёбом. «Стебутся» друг над другом. Весело, снимая волнение и набивая руку

Битва на словах

В проекте могут принимать участие молодые ребята от 14 до 23 лет. Однако, это не означает, что вопросы, которые они затронут, будут несерьезными и не заинтересуют взрослую аудиторию

Битва на словах

Когда мы пришли делать репортаж, шел уже второй этап проекта. После первого этапа число претендентов на победу урезалось ровно вдвое. Теперь продолжать состязаться в силе слова и находчивости предстояло только парням. Некоторые могут подумать, что не женское это дело – участвовать в айтысе. Ничего подобного! Еще с давних времен представительницы прекрасного пола не боялись бросить вызов смелым и талантливым джигитам, и сражались с ними на равных. Достаточно вспомнить легендарный айтыс между Биржаном и Сарой, ставший основой для одноименной казахской оперы. Однако, к сожалению, в этот раз девушкам-акынам удача не улыбнулась, и они не смогли преодолеть первый этап.

Битва на словах

Кажымукан Абзалов, ЮКО, тамада:

— Я вырос в творческой среде: отец пишет сатирические стихи, дядя со стороны матери занимается искусством. Все это сформировало во мне определенные задатки, которые и привели к айтысу. В айтысе огромную роль играет вдохновение, без него можно забыть даже свои заготовки. Во время состязания очень важно найти «ахиллесову пяту» соперника, и кольнуть в нее острым словцом. Предпочитаю состязаться с девушкой, потому что это позволяет «нежничать» с ней перед зрителями. Публика такое любит. Если говорить о современном айтысе, то сейчас почти нет уважения к сері, как раньше. Несмотря на то, что сейчас айтыс очень развит, стало трудно участвовать в любом айтысе, нужно преодолеть многие испытания и закалиться. Хотелось бы, чтобы об акынах судили не только по одежке, но и по тем проблемам, которые они поднимают. Айтыскер раньше был как журналист сегодня: через него народ узнавал о событиях в обществе. Теперь же многие стали играть на публику, поют сами не зная что, без фактов. Любят критиковать власть, стремясь заработать очки. Но это невозможно. Своим соперникам я желаю удачи, а себе – только победу

Битва на словах

Саят Абенов, журналист, Астана:

— Видел айтыскеров еще в школе. Я писал стихи, но однажды предложили выступить за честь школы и отправили участвовать в айтысе. Второе место, которое я завоевал, стимулировало меня продолжить это дело. Перед выступлением я заготавливаю приветствие и изучаю тему, остальное чистая импровизация. Меня вдохновляет, когда чувствую поддержку публики. Некоторые пытаются понравится публике юмором, другие беспристрастным изложением правды, я же хочу найти свой особый путь. Айтыс сейчас переживает переходный возраст. Хотелось бы, чтобы власти дали акынам волю, ведь айтыскер в казахском обществе был как судья. Предпочитаю девушек в качестве соперниц: айтыс с девушкой напоминает милую беседу. Современный айтыс от айтыса прошлого отличается тем же, что и большой футбол от футзала. Раньше айтыс проходил зачастую под открытым небом, собирая сотни людей. Современному акыну также тесно в
помещении, как футболисту в зале. Раньше был аламан айтыс, участники не состязались в рамках заданной темы, как сейчас. Если проводить айтыс как раньше, то и поэты стали бы совершенствоваться, и аудитория возросла бы. Но и за то, что есть — спасибо

Битва на словах

Манас Кайыртайулы, ВКО, студент:

— Мой отец — поэт, мама — близкий к искусству человек. Дядя – лауреат литературной премии. Выросший в такой среде, я не мог не увлечься айтысом. Перед выступлением готовлюсь к психологическим атакам соперника, пытаюсь чувствовать себя уверенно. Некоторых вдохновляет дуновение ветра, других – вид ночного города. У меня же есть своя муза, но имении ее я называть не буду. О проекте узнал через Управление культуры в своей области. В рамках передачи необходимо пройти три тура до победы, в принципе, этого достаточно, чтобы успеть рассказать обо всех общественных проблемах. Однако нежелательно ограничиваться только ими

Битва на словах

Олжас Кулымбай, Кызылординская область, студент:

— В 10 классе я участвовал в школьном айтысе, так собственно и началось мое увлечение этим искусством. О проекте узнал в интернете. Сейчас айтыс переживает свой расцвет и находится на пике развития. Но несмотря на это, городская молодежь почти не смотрит айтысы, подражает западу в поведении и образу мышления. Айтыс смотрят в основном в аулах. Это не очень хороший показатель. Тут уместно будет сказать, что преподавание
казахского языка в школах должно быть сильнее. Без достаточно знания языка понять все прелести айтыса будет нелегко, ведь это не просто вышел на сцену и спел под домбру, но еще и высокая поэзия, ораторское искусство. Если говорить о том, с кем мне нравится состязаться, то мне в качестве соперника удобен парень. Айтыс между двумя парнями
напоминает схватку бвух борцов и закаляет характер

Битва на словах

Тем временем, наносят последние штрихи грима Розе Алькоже, которая через считанные минуты совместно с соведущим будет вести по морю импровизации двух айтыскеров

Битва на словах

Айтыс проходит в три тура. В первом туре акыны выступают на тему образования и силы языка. Во втором говорят о своей роли в истории страны. В третьем туре им необходимо рассказать о своем крае, достижениях своего региона, о знаменитых людях, которые прославили страну

Битва на словах

Итак, передача началась. Объявляют имена двух соперников, которым выпал жребий выступить первыми

Битва на словах

В студию под громкие аплодисменты публики выходят Кажымукан…

Битва на словах

…и Манас. Как правило, перед началом нужно приветствовать своих зрителей. Состязание спокойно начинается с общего приветствия, краткого представления себя и описания региона, откуда приехал айтыскер, и постепенно накаляется, переходя на более разнообразные темы. Непримиримые соперники будут сражаться долго, но зрители не устают, а вот редакторам нужно будет потом подгонять отснятое под утвержденный хронометраж

Битва на словах

Восхваляя свой регион, Кажымукан поет, что в Шымкенте издается 300 газет, что население региона читает прессу не первое столетие, доказательством чему может служить то, что еще в середине XIXвека в газете «Түркістан уалаяты» люди активно обсуждали социально-политические проблемы своей эпохи. Айтыскер нападает на своего соперника, приводя аргумент, что в том же веке в Семее, откуда родом Манас, выходило всего три газеты, и то они, как утверждает Кажымукан, были на татарском языке

Битва на словах

Манас также не лезет за словом в карман, и в ответ на нападки соперника сообщает, что если южане самые читающие, то его регион рождал великих людей, которых читали по всей стране. В качестве примера акын приводит имя великого Абая. Зал аплодирует Манасу за то, что ему удалось ловко выскользнуть из ловушки, которую поставил ему Кажымукан

Битва на словах

С первого выпуска передачи сложилась традиция, что каждый раз между турами на сцене выступают известные артисты. Сегодня Алтынай Жорабаевой предстоит приятной песней снять тот накал, который возник после жаркого сражения двух акынов в студии

Битва на словах

Как и в давние времена, победителя определяет народ. Но современный айтыс идет в ногу со временем. Победителя можно выбрать через SMS-голосование. Иногда сами акыны во время айтыса шутят на эту тему, и ненавязчиво напоминают зрителю о том, за кого следует голосовать. Айтыс – одна из немногих передач, во время съемок которой режиссеры не только работают, но и наблюдают за увлекательным и познавательным действием. После окончания съемок Vox Populi удалось поговорить с Нурланом Утешевым, исполнительным секретарем Молодежного крыла «Жас Отан», который активно твиттил в студии

Битва на словах

— Айтыс воспитывает в человеке патриотизм, уважение к своим корням и традициям. Посмотрите на участников, столько знаний лежит в них! Я не проводил специальных исследований, но айтыс действительно сошел с экранов телевизоров последние 2-3 года. Некоторые связывают это с тем, что айтыскеры слишком открыто выступали против власти. Другие же говорят, что айтыс переживал упадок, и был нерентабелен для показов на телевидении. Не знаю. Но знаю точно, что в любом случае айтыс должен жить и объединять!

Битва на словах

Как и у каждой настоящей звезды, у наших айтыскеров тоже есть поклонники и поклонницы, которые жаждут сфотографироваться с ним на память. Остается пожелать, чтобы народ в лице айтыскеров не смолкал и впредь. Тогда и до народной любви им будет недалеко…

Фотограф: Канат Бейсекеев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.