Ораза в этнографических заметках. Как казахи держали пост двести лет назад

1
5483

Если киргизы, как в прошлом, так еще и
в настоящем столетии не так наружно
религиозны, как, например, татары, то это
еще далеко не значит, что они не были магометанами.
Е. Бекмаханов

Киргизы уже несколько веков как окончательно приняли ислам и могут с полным правом считаться правоверными, можно даже сказать, фанатичными мусульманами, хотя, разумеется, киргизское мусульманство приобрело своеобразную окраску, обусловленную особым образом жизни этих степных кочевников.

Киргиз строго придерживается всех формальных предписаний ислама. Обрезание производится неукоснительно, у мужчин всегда гладко выбриты головы (единственным исключением являются баксы, и, кроме того, у так называемых эркä бала, любимых сыновей, до десятилетнего возраста оставляют на голове с двух сторон пучки волос), усы всегда подстрижены и подбриты. Все строго соблюдают время молитвы, хотя во внутренней степи нередко приходится заменять предписанное омовение сухим обтиранием. Хоронят в точном соответствии с мусульманским ритуалом. Посты, напротив, соблюдаются менее строго. Подают милостыню и платят все религиозные сборы, как того требует Коран. Кроме того, всем известен целый ряд арабских изречений, и их произносят постоянно, хотя и в искаженном виде, считая их священными и приносящими удачу. Как уже было сказано, все эти предписания ислама выполняются неукоснительно, ибо это сулит человеку блаженство на том свете и вход во врата рая, в то время как любое невыполнение этих требований влечет за собой адские муки.

Мусульмане, живущие рядом с киргизами, упрекают их в пренебрежении многими законами шариата, в незнании догматов веры и часто называют их кафирами (неверными). Действительно, у них сохранились некоторые языческие обычаи, которые внушают ужас правоверным мусульманам, и киргизы, в сущности, плохо разбираются в учении ислама. Так, почти все молодые люди не читают в течение дня молитвы. Точно так же не слишком строго соблюдают посты и считают, например, вполне дозволенным нюхать во время поста табак.

Радлов В.В., Тюркские степные кочевники, 19 век

Постов, двукратно в году установленных, известных под именем Уразы, почти не соблюдают, особенно находясь в дороге, или в кочевке; пожилые люди воздерживаются только днем, а ночью предаются обжорству.

Семен Броневский, О казахах Средней Орды, 19 век

Постов и омовение – весьма благоразумного постановления Магометова – киргизы не соблюдают, молиться по пяти раз в день находят они для себя трудным, мечетей и избранных среди себя мулл не имеют. Иногда молитвы читаются стариками в присутствии многих стоящих около них на коленях, но по большей части всякий молится когда и где хочет. Некоторые же совсем никаких обрядов религии не исполняют. Число усердных мусульман так редко в сем народе, что исламизм совсем бы мог в нем угаснуть, если бы не поддерживали оного духовные, часто приезжающие из Бухарии, Хивы, Туркестана, и муллы, определяемые российским правительством к ханам и родоначальникам для исправления при них должности письмоводителей. Сильные султаны сами нанимают таких секретарей, и они, будучи единственными толкователями Корана, заключающего в себе и гражданские законы, делаются судьями и советниками правителей народных. Хаджи, т.е. посетившие Мекку и подобные им святоши, объезжая орды киргизские, обогащаются в них совершением богослужения, гаданием по ал-Корану, предсказаниями и продажею талисманов, или писаных молитв, которые, как сказали мы выше, пришиваются в сумочках к платью и по суеверному мнению киргиз-казаков делают их непобедимыми, сохраняют от ран и нападений, удерживают на предпринятом пути, не позволяя сбиваться с оного, и избавлять от всяких зол.

Левшин А.И., Описание орд и степей казахов, 19 век

Молитвы, предписанные магометанской религией, киргизы творят довольно исправно, но посты мало соблюдают, особенно простой народ, по причине врожденной прожорливости их. Из молитв особенно важными считаются утренняя и вечерняя на заре, остальные соблюдаются не так строго. Вообще, хотя киргизы молятся довольно охотно, но имеют решительное отвращение от мечетей. Это отвращение до того сильно, что покойный Хан внутренней орды Джигангер прибегал к весьма крутым мерам для возбуждения религиозных чувств в народе, именно: когда киргизы собирались в большом числе на ярмарку, устроенную при его ставке, то вдруг появлялось несколько конных русских казаков из конвоя Хана, нагайками загоняли народ в мечеть. Такая оригинальная мера признавалась, и признается еще теперь, муллами и Султанами весьма естественною и сугубо полезною. Народ, однако, думал и думает иначе, мне кажется, причина этого явления чисто физическая: удушливый воздух мечети особенно чувствителен и неприятен жителям вольных степей и делает общую молитву совершенным наказанием.

Л. Мейер, Казахская степь Оренбургского края, 19 век

Местных или общих годовых праздников не было у киргизов. Теперь празднуют оба годовые мусульманские праздника: ураза-байрам и курбан-байрам, на которых устраивают скачки и кукбуре.

Гродеков Н.И., Этнография казахов и кыргызов Сыр-Дарьинской области, 19 век

Другие, имея некоторые от бога наказания, как, например, умирают у кого дети, или несчастливы скотиною, или когда чрезвычайные бывают бури, громы, молнии, а в зимнее время морозы и непогоды; то осердясь на провидение, ругают всяким образом и посты свои, имея, оставляют, которых, однако, они и совсем держат мало; но извинительны, как народ вольной и непринужденной, шатаяся с места на место.

Иван Григорьевич Андреев, Описание Средней орды киргиз-кайсаков, 18 век 

Религия у киргиз скорее застывшая обрядность, чем религия, так как от поклонения к поклонению у них передаются только правила о том, сколько раз нужно молится в день (5 раз), каким образом при молитве нужно держать себя, сколько раз кланяться, куда обращаться лицом, как соблюдать пост. Не знаю, сколько у них постов, но знаю, что самый главный пост это “ураза”, тянущийся 30 дней. Он состоит в том, чтобы в течение дня ничего не пить, не есть (от восхода до заката солнца), не прикасаться к женщине и проч. Нужно отдать справедливость выносливости киргиз: ураза у них бывает в июле и начале августа – самое жаркое время года при значительной продолжительности дня, и они стоически выносят жажду в течении 15-16 часов. Но зато с закатом солнца начинается празднование уразы, т.е. трапезничество, что называется до отвалу. Начинают кумызом, потом баранина, чай, опять кумыз и так до самой зари.

Религиозные верования и обряды киргизов, Астана, 2007, 168 стр.

Киргизы считают себя магометанами-суннитами, но вообще они равнодушны к догматическим вопросам и мало с ним знакомы. Главные обряды впрочем, исполняют, творят молитву по мусульманским правилам и держат большие посты, тоже впрочем, не всегда аккуратно.

Н. Зеланд, Киргизы: этнологические очерки

1 COMMENT

  1. Түсінбедім? ? Не себептен бұл тақырыпты жазғанда қайнар көз ретінде орыс жазбаларына сілтеме жасадыңыз ?
    Дінімізді орыстың көзімен көрсеткеніз келді ме? Тақырыптың атауы жақсы бірақ мазмұнына ішің ашыйды.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.