Добровольно-принудительный маразм. О советском влиянии на казахскую культуру

0
2006
Фото: Пётр Троценко

Сетевой автор широкого профиля Александр Цой давеча опубликовал на своей странице в фейсбук фотографию работы Петра Троценко, лаконично подписанную: «Заседание областного филиала Ассамблеи народа Казахстана».

Фотограф уверяет, что снимок получился случайно, но мы то знаем, что так даже лучше, ибо фотографии, сделанные в самый неожиданный момент, получаются гораздо живыми и правдивыми. Пользователи в комментариях отмечали, что людей на снимке загнали в жару на лекцию какого-нибудь важного лектора, вот и слушают его они с жадным интересом. Я не могу знать, как там было на самом деле, но такой сценарий вполне допустим, поскольку добровольно-принудительные приглашения достаточно распространены в обществе, особенно среди бюджетников. Магическая и невидимая сила движет нашим коллективным бессознательным и толпы по республике стекаются в одну точку и в жару, и в холод, и в дождь, и в снег.

Многие комментаторы не могли удержать смех при виде на фотографию. Мне тоже стало на несколько мгновений смешно, но смеялся я над собой, над маразмом в обществе, поскольку вспомнились пару истории из своей студенческой жизни.

История первая. Во время учебы на первом курсе в национальном университете накануне Наурыза нам, студентам, объявили, что в день праздника в Алматы приедет Президент, выступит на площади перед народом. Руководство факультета, видимо, решило подсуетиться, заслужить похвалу и быть на хорошем счету, и студенты с нашего потока десятками были оторваны от занятий и несколько дней с утра до вечера репетировали праздничное шествие на площади. Причем за неявку грозили поставить незачет на сессии. Как правило, управлять массой «первашей» назначают безынициативного студента или чаще всего студентку более старших курсов, у которой в голове нет другой задачи, кроме как выслужить перед руководством. На призывы уставших взять передышку или хотя бы быстро сбегать за водой или перекусить она отвечает игнорированием и гоняет бедных шагать дальше. В день праздника было очень холодно, небо обволокло свинцовыми тучами. Нас забрали с точки сбора и привезли на автобусе на площадь. Теплую одежду безынициативные диктаторши не разрешили, поскольку это портило вид, выдали по накидке желтого цвета с надписью «Наурыз» из тонкой дешевой китайской ткани, которую мы накинули поверх рубашки. Вдруг поднялся ветер и пошел ливень. Промокли до нитки, но прошагали по запланированному маршруту. Холод пробирал до костей. Мы так и не поняли, приехал тогда Президент или нет. Ливень был настолько сильный и беспощадный, что реки воды бежали по улицам Желтоксан и Сатпаева, а наши ноги плавали в промокшей обуви. Но маразм на этом не закончился: по завершении мы хотели быстрей поймать такси и разъехаться по домам, чтобы добраться до сухой одежды и тепла, но не разрешили, опять забрав нас на автобусе на точку сбора, откуда наконец, дали возможность убежать от этого кошмара. Следует ли говорить, что многие из моей группы простудились и долго лечились тогда?

Такие проделки обычно вытворялись с новоприбывшими и неокрепшими «первашами» и слава богу, кажется, мы были последними, кто такое видел. Студенческие массовки тоже подвержены институциональной эволюции, стихийные собрания плавно перетекли затем во флешмобы. Но ими теперь занимаются специальные молодые ребята. Это был пример того, как маразм невыгоден участникам.

История вторая. Хорошие инициативы сверху редко находят понимание снизу. В 2010 году кафедра национального университета пригласила российского политолога, специалиста в области международных отношений Сергей Кортунова с тем, чтобы он выступил с рядом лекций для студентов. Лекции были, кстати, интересные и полезные, Сергей Вадимович рассказывал о том, какие сценарии выхода из финансового кризиса предпринимают мировые державы. Тогда получилось так, что немного слушателей ходило на эти лекции и студенты запускались к нему в добровольно-принудительном порядке. И так как чаще всего на факультете околачивались «перваши», их то, неподготовленных, и вылавливали и запускали в первую очередь, чего не стоило делать, поскольку у многих из них еще не было элементарных знаний по специальности, чтобы понять, о чем собственно рассказывает приезжий гость, они начинали скучать и примерно через полчаса, прерывая рассказ лектора, разрывали зал словами: «А можно вопрос?»

Примерный диалог:

С.К.: — Да, конечно, спрашивайте.

«Перваш»: — А почему Барака Обаму избрали президентом?

С.К.: — Я не совсем понял сути вашего вопроса. Не вижу причин, почему его нельзя было избрать президентом.

«Перваш»: — Ну он же нигер?

С.К.: — Молодой человек, вы что, расист?

Приступы смеха у других «первашей», которые внутри поддерживают своего: «Красава, братан!». Фейспалм. Едва ли после таких попыток блеснуть знаниями наши студенты оставят хорошие впечатления о нашей стране и научном потенциале у иностранных лекторов.

Это пример того, как маразм не выгоден организаторам. Вообще он никому не выгоден. Но людей до сих пор продолжают загонять на мероприятия в добровольно-принудительном порядке.

В традиционном казахском обществе такое не практиковалось. Народ приходил сам, потому что было интересно. Какой-нибудь бай в девятнадцатом веке дает той, устраиваются спортивные соревнования, поэтические сражения акынов и прочее. Победителям в награду — сотня лошадей, целый табун. Разумеется, сильнейшие в казахской степи стекаются на ивент, по сути, звезды того времени, испытать удачи, попробовать свои силы. Расслышав о том, что прибудут звезды, туда стекается народ. Никакого принуждения. Из истории известно, к примеру, что бай по имени Жанбота, стремясь привлечь как можно больше народу, пригласил Биржана сала на свое мероприятие. Он добился цели, а сал оставил нам песню «Жанбота». Кстати, эта сцена хорошо воспроизведена в фильме Досхана Жолжаксынова «Біржан сал».

Добровольно-принудительные элементы, думается мне, вошли в культуру в советский период. Первомаи, шествия, транспаранты. Попробуй не выйти. СССР давно канул в Лету, и слава богу, а маразм остался. Не надо так.

Возвращаясь к фотографии, которая, собственно, и побудила автора на рассуждения. Недавно была новость о том, что в следующем году в преддверии двадцатилетия Ассамблеи народа Казахстана в стране появится новый республиканский телеканал «Бірлік». Идея уже поддержана в Ассамблее. Мне почему-то кажется, что ничего путного из этого не выйдет. Может быть, не стоит его открывать?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.