Любить по-казахски. Легендарные истории любви нашего народа

0
5073

Давайте поговорим о любви.

Искушенные посетители алматинских кофеен могут часами рассуждать о сублимациях французов, русских, англичан и других народов вследствие любовных терзаний. Им можно, ибо читают модные книжки. А теперь представим, что бы завсегдатаи обсуждали, читай они отечественные истории с нашими персонажами? Что такое любить по-казахски?

Каждую пятницу я публиковал здесь посты на общественно-политические и историко-культурные темы. Как результат — критика со стороны анонимных комментаторов и любителей холиварить. Море слюны, забрызженной с обратной стороны монитора, обычно просыхает долго. Пусть этот пост будет последней возможностью реабилитироваться оным перед неутомимым автором. Ибо, во-первых, негоже ругаться гражданам в такой священный для казахов день, как жұма, во-вторых, опытным путем выяснится, способны ли сердца злобных комментаторов смягчиться от опусов на тему любви.

15 апреля мы стали праздновать День Козы Корпеш-Баян Сулу. Праздник этот — чисто казахстанский продукт, наш ответ загнивающему Западу. В появлении новых праздников нет ничего зазорного. Чем бы молодежь ни тешилась, лишь бы не выходила на площадь. Наверное, так думали ребята из алматинского управления по вопросам молодежи, когда подписывали план мероприятий на 2011 год. «Валентинки» в этот день дарить не принято, однако любой праздник должен ассоциироваться с какой-нибудь деталью и наполнен содержанием. Тогда, если не ошибаюсь, массово запускали в небо китайские фонарики. Но одними фонариками тут не отделаешься.

А ведь есть же у нас чем наполнить содержание праздника. Имею ввиду не только казахские love story Козы Корпеш-Баян Сулу, Енлик-Кебек, но и не менее трагичные истории выдающихся казахов, живших относительно недавно. Какая это любовь, если она не претендует на трагедию? «Шын ғашықтар қосылмайды бірақ та» поется в известной песне группы «Байтерек».

Навскиду расскажу пару истории.

Казангап-Балжан

Кюйши Казангап с детства проявлял интерес к песням и кюям. Его отец заметил это и изготовил для сына домбру. Қазанғап стал пасти скот еще ребенком. В течение десяти лет, проведенных при отаре, он не расставался с домброй. Повзрослев, Казангап решил посвятить себя домбре и попросил разрешения у родителей. Молодой композитор познакомился с известными мастерами и объездил многие регионы Казахстана и России.

Во время поездки к каракалпакам (территория Каракалпакстана тогда входила в состав КазАССР) Казангап познакомился с девушкой по имени Балжан, они решили соединить свои судьбы. Но в связи с бедностью старых родителей он не смог приехать к невесте вовремя, как обещал. Позже, по прихоти судьбы, он встретился с Балжан, уже вышедшей к этому времени замуж. Балжан с открытой душой призналась ему: «Так сложилась судьба. Я не виновна; я прождала два оговоренных срока. Вы сами виноваты, между нами не должно быть обид. Всю оставшуюся жизнь вы можете посвящать свои мелодии нашей несостоявшейся любви».

Казангап так и сделал, всю оставшуюся жизнь его вдохновляла на творчество чистота и красота Балжан. Среди сочиненных им произведений целый цикл кюев посвящен именно этой девушке. Давайте послушаем это замечательное произведение в исполнеии Асылбека Енсепова:

Естай-Корлан

Акына и композитора Естая, которым особо гордятся павлодарцы, прославила песня «Хусни-Хорлан». Хусни и Хорлан (на казахском Құсни и Қорлан) были дочерьми могущественного алтайского бия Султана. Естай написал песню, связанную с именем последней, в двадцать лет. Еще в юности Естай влюбился в старшую из сестер – Хорлыгайым. История гласит, что случилось это в 1893-м году у озера Маралды. Владения отца девушки находились в Алтайском крае, Естай же был родом из Павлодарского Прииртышья. 400 километров разделяли их, но они находили возможность встречаться тайком.

Однажды знакомый Естая, один байский сын решил навестить свою невесту и ее родителей в Маралды и попросил Естая сопровождать его в поездке не как личный друг, а как известный, уважаемый певец большого рода. Естай с радостью принял приглашение. Дом невесты Шошана относился к аулу Султана. В честь жениха со всех окрестных аулов собрались джигиты и девушки, начались игры и веселье. Среди молодежи были дочери Султана Хусни и Хорлан. Естай сразу же понравился Хорлан. Девушка в свою очередь приглянулась Естаю. Улучив момент, джигит и девушка остались наедине и объяснились в любви. Хорлан была просватанной, о женитьбе не могло быть и речи, и Естай решил похитить ее. Получив согласие девушки, Естай приехал в родной аул, посоветовался с друзьями и родственниками. Они поддержали Естая. Через год певец снова приехал в Маралды вместе со своим другом. Естай, гостя в соседнем ауле, подослал к Хорлан человека, но за девушкой следили, ей никак не удавалось незаметно уйти из дому. О намерениях молодых стало известно всем. Разгневанный отец немедленно послал гонца в к своему свату и потребовал забрать “оплаченную” невесту. В спешном порядке была проведена свадьба, и Хорлан, покорная судьбе, отправилась в далекий аул мужа.

У юноши осталось кольцо, которое Хорлан подарила ему в память об их любви. Через всю жизнь пронес Естай любовь к этой женщине, а с кольцом он не расставался до конца своих дней.

Ахмет Жубанов писал: «Юношеская любовь Естая оказалась на редкость крепкой, верной. Она прошла через все испытания долгих лет. Уже шестидесятисемилетним стариком Естай с волнением исполнял “Хорлан”. Взяв домбру, он долго молчал, задумчиво глядел вдаль, вздохнув, вытирал набежавшие слезы и лишь потом начинал играть. Струны домбры он натягивал слабо, от этого звук получался низкий, печальный, глухой. От его песни веяло глубокой стариной, сказанием о верной, испытанной любви. На безымянном пальце правой руки певца поблескивало большое золотое кольцо. Кончив песню, он смотрел на это кольцо, как на священный талисман, и говорил: “Да-а, родные мои, вот это кольцо – свидетель тех счастливых дней. Это память о несравненной Хорлан”. Потом он снова задумывался и подолгу молчал…».

Хорлан связала свою жизнь с человеком, которого нашел ей отец, и родила четверых сыновей. Потом семью раскулачили. Последние годы жизни муза поэта провела в маленьком селе в степях Алтайского края. Ее не стало в 1938 году в возрасте 59 лет.

Естай был разлучен со своей возлюбленной при жизни, но в истории они остались вместе, их навечно соединила любовь и песня, ставшая гимном этой бессмертной любви:

В общем, что я хотел сказать этим постом? Да ничего особенного. Любите 365 дней в году без привязки к определенному дню и пусть судьба не разлучит вас с любимым человеком.

Что касается злобных комментаторов, ну это я так, полюбовно, куда же я без вас. Надеюсь, вы получили наслаждение от музыкальных произведений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.