«Саясат» продолжает собирать предложения по «совершенствованию государственных СМИ».
Напомним, в конце прошлой недели председатель недавно созданного Агентства по связи и информации г-н Жумагалиев через социальные сети бросил клич принять участие в совершенствовании государственных СМИ. Редакция «Саясат» решила поддержать благой порыв Аскара Куанышевича. Во-первых, государственные медиа работают на деньги налогоплательщиков, а значит и продукция должна «готовиться» для людей, а не для ботов. Во-вторых, качественная работа государственных СМИ – это часть информационной безопасности страны. Поэтому, чтобы помочь главному государственному медиа-менеджеру в его нелегкой миссии редакция «Саясат» провела опрос. Вчера мы поинтересовались у известных журналистов, публицистов, наблюдателей, какие предложения стоит принять во внимание г-ну Жумагалиеву. Сегодня же представляем мнения блогеров и известных интернет-персон.
Алишер Еликбаев: «Мысль одна. Оставить один канал, одну газету и два сайта. Сократить невероятное количество дармоедов. В цивилизованном мире все эти дотируемые каналы не выдержали бы конкуренции. В данное время мы плодим некачественный контент, который никоим образом не отображает действительную картину дня и никаким образом не способствует правильному восприятию государственной идеологии. Журналистику как профессию можно убить не только закрывая газеты и телеканалы, но и выделяя огромные средства и ресурсы на низкопробное говно».
Константин Нагаев, руководитель проекта Horde.me, блоговладелец nagayev.kz: «Одна страна – одна государственная газета, один сайт, один телеканал, одна радиостанция. Все. Этого достаточно. Лучше сконцентрироваться на одной, исключительно профессиональной редакции, чем плодить метастазы из пропаганды и бреда обеспечивая работой родственников и знакомых. И прекратить врать о высоких рейтингах, просмотрах и подписках — смотреть сегодня на наши госСМИ без слез нельзя. Поэтому никто и не смотрит. Учителя, которых заставляют покупать «Казправду», не в счет. Ну и с подачей информации одна громадная проблема – уровень ее необъективности зашкаливает. После просмотра совкового до боли выпуска новостей «Хабар» чувствуешь себя облитым елеем с ног до головы. А выйдешь на двор – и все проходит. Лучшее что можно сделать с государственными СМИ – простить и распустить. Выпустив ораву «журналистов» в поле для естественного отбора».
Баглан Айдашов: «Журналистами и практически всем служащим в государственных СМИ не хватает профессионализма. Одной из причин этого — отсутствие рыночной конкуренции за рекламодателя и читателя между газетами, журналами и телевидением. В условиях, когда деньги приходят сами по себе через систему госинформзаказа, госСМИ нет повода совершенствоваться и повышать качество выдаваемых продуктов. Это вопрос лишь личной инициативы отдельно взятого журналиста или редактора. Поэтому для совершенствования работы госСМИ прежде всего необходимо изменить их условия работы в целом».
Искандер Салиходжаев: «Первое, подготовка качественных кадров. Довольно часто приходиться сталкиваться с работой журналистов, абсолютно не понимающих того как работать с информацией, не заинтересованных в освещаемой теме, не желанием искать и сопоставлять разные источники. Второе. Нужны также изменения в сторону смягчения редакционной политики. Зачастую в госсми строгость производственного регламента не даёт журналистам свободу творчества и загоняет их в рамки. Отсюда и проистекает некачественный контент и недоверие. Любая маломальская серьёзная критика душится на корню. Третье, развитие жанровой журналистики. Я не припомню, что бы на наших каналах показывали передачу типа «В мире животных» или «конструкторские решения». Зачем ждать, когда приедут из National Geographic, можно же самим снимать нашу природу, а сколько конструкторских решений в одной только Астане можно найти?! Я уже не говорю про журналистские расследования. Четвертое. Субсидирование частных ТВ проектов и студий. Хороший пример, это телеканал 24kz, который открыто объявил о грантах на ТВ проекты, в которых может принять участие любой желающий. Но всё равно, выделяемых денег недостаточно, если перевести их в заработную плату для команды проекта, получится меньше средней. А это, в свою очередь, ставит под вопрос дальнейшее развитие команды и лишает возможности наращивания материально-технической базы.
Өркен Кенжебек, руководитель проекта «Жақсы» /www.jaqsy.kz/, блогер: «Во-первых, необходимо кардинально изменить отношение ответственных органов за информационную политику к функции госСМИ. Как это? Сегодня госСМИ работает по принципу «сверху медиаплан – снизу материал», то есть вся работа госСМИ умещается в одно емкое понятие — «выходил материал? — Да, выходил». А то, что нужно здравое, трезвое отношение к госСМИ до этого, особо никого не волновало. Затем нужно прекратить измерять качество продукции, выпускаемой электронным госСМИ субъективными рейтингами Gallup Media, а качество государственных газет-журналов отчетами типа «госзаказ выполнен, 500 строк материал напечатан, 2 полных листа интервью взяли». Все мы, знаем, как делаются рейтинги. И то, что, пиплметры не могут объективно передать истинный зрительский вкус и желание. То есть, критериями для госСМИ должно быть – насколько люди верят в информацию, которую передают госСМИ, влияет ли она на общественное сознание, сумели ли предотвратить информационную атаку.
Не секрет, что в обществе нет доверии к госСМИ. Потому что, там нет свободы, один круг, один шаблон, а произвольная демократичность проявляется лишь в декадах «Куда смотрит Правительство?». И кто после этого читает или еще смотрит госСМИ? Хотя бы должна сохраниться пропорция 80 на 20 в распространении госполитики, должна быть обязательно здоровая критика. А позиция «деньги государственные, так что, наплевать всем» — это похоже на позиции врага, а не друга.
Что еще сказать? В госСМИ нужно всячески отсеивать «акул» шоу-бизнеса и поменьше программ с общим тезисом «как можно веселее». В госСМИ до сих пор нет общего идеологического стержня, например одна газета может в один день написать о вредности смешанного брака, а послезавтра о популяризации этого явления. ГосСМИ первыми не получает эксклюзивные новости, типа рейтинга акимов, прогнозов на кадровые перестановки, у него нет инсайдеров в госструктурах. Да и потом закрытие газет, или преобразование их в сайты не выход из тупика. Опять возвращаюсь к началу – нужно кардинально изменить информационную политику в госСМИ»
Бахытжан Бухарбаев: «Совета у меня три: 1) Касательно региональных СМИ — было бы желательно предусмотреть механизм, по которому все бы они имели сайты, пусть и самые простые, в интернете. Во-первых, это облегчит интегрированию региональных СМИ на центральный уровень. Во-вторых, облегчит жизнь исследователям, мониторящим общественно-политическую жизнь по всей республике.
2) Касательно детского телеканала «Балапан» — следует сделать его общедоступным по стране, поскольку не у всех семей (а значит и детей), есть возможность иметь кабельное телевидение.
3) Касательно закрытия телеканала «Ел Арна» — я не знаю, по каким критериям принималось решение о закрытии канала, но говорить о низких рейтингах явно не приходится. По сути, был закрыт телеканал с качественным дефицитным контентом на казахском языке на культурно-исторические темы. Теперь возникает вопрос, закрыв канал, который хоть как-то покрывал спрос казахоязычной аудитории, что будет предложено ей взамен? Поскольку у «Ел Арны» не было альтернативы как при существовании телеканала, так и теперь после его закрытия.
Яков Федоров: «Очевидно, что сейчас существует множество государственных средств массовой информации, содержание которых практически повторяет друг друга без какой-то выбранной специализации. Сегодня контент государственных СМИ совершенно не ориентирован на потребности читателей. Частично этот вопрос можно было бы решить, организовав обратную связь с помощью усиления онлайн-версий газет и взаимодействие редакций с читателями через сайты изданий. В онлайн-версию также, можно было бы вынести многочисленные объявления государственных учреждений и компаний для большего охвата целевой аудитории и повышения прозрачности. Кроме того, странным является сильное отличие в содержании между газетами на русском и казахском языке, очевидно, что редактора газет на русском языке не проводят мониторинг новостей на казахском языке и зачастую, наоборот. На мой взгляд, в частности на региональном уровне можно было бы оптимизировать государственные СМИ за счёт объединения усилий русскоязычных и казахскоязычных редакций для всестороннего освещения вопросов, интересующих население данного региона, что, несомненно, позволит объединить информационное пространство на двух языках».
Кайрат Нурмугамбетов: «К сожалению, я не знаю, как можно совершенствовать госсми, потому что, как обыватель, последние лет 5 не соприкасаюсь с ним — просто не интересно смотреть. О Хабаре, например, вспоминаю раз в 4 года, когда проходят Чемпионаты Мира по футболу. А вообще посоветовал бы журналистам в госсми немного «потроллить» друг друга, хотя бы попробовать это сделать — увидим степень объективности. К примеру, пусть «Егемен Казахстан» попробует оценить качество журналистов Хабара, комментирующих «Оскар». Там и видно будет — смеяться или плакать».
Сергей Алексеенок: «Проблема государственных СМИ, как, впрочем, и остальных, на мой взгляд состоит в кадровом голоде, решить ее можно путем привлечения на посты Главных редакторов профессионалов уже зарекомендовавших себя в частных или других СМИ. При этом с возможностью более-менее самому подбирать кадровый персонал и вести политику издания. Вторая проблема – слишком однобокое освещение происходящих событий и чрезмерная зачастую идеологизация. Понятно, что любой источник средств массовой информации будет проводить политику владельца, но государственные СМИ могут себе позволить являться, пусть и в информативном плане, источником, из которого люди будут узнавать новости не так однобоко. Далее это, конечно, создание качественного, конкурентно способного контента – это уже больше к телевизионным каналам. И развитие аналитически-критического сектора, позволяющего давать независимую оценку событий, происходящих в стране и мире».
Сырым Абдрахманов, блогер: «Инициатива Аскара Жумагалиева заслуживает особого внимания. Уверен, его предложение пользователям соцсетей принять активное участие в совершенствовании деятельности государственных СМИ, косвенно означает желание новоиспеченного министра вести открытый, прозрачный и конструктивный диалог со всеми институтами общества. За несколько дней изучил десятки мнений. Но, категорически не соглашусь с мнением, что госсми не нужны. Любое СМИ аккумулирует в себе как созидательную, так и гигантскую разрушительную силу. Этому свидетельствует последний геополитический расклад, в котором СМИ сыграло если не первую, то не последнюю роль, уж точно. В этом ракурсе госсми должны выступать некоторыми балансирующими субъектами, разъясняющими государственную политику в целом. Необходимость в госсми, в первую очередь, следует рассматривать исходя из возможных информационных угроз из вне, в ракурсе Национальной безопасности страны. Это первое. Во-вторых, при этом, не следует перегибать с государственной пропагандой. Это в некоторой степени может оказаться медвежьей услугой. Не секрет, что в некоторых регионах отмечается чрезмерная активность региональных акимов по освещению своей деятельности в республиканских государственных СМИ через территориальных собкоров. Собкоры должны быть независимы. Освещая одну сторону медали, не должны упускать и другую. Особенно, это должно касаться хода выполнения поручений Главы государства. В третьих, наполняемость отечественной продукцией в госсми желает лучшего. По многим позициям они уступают даже частным каналам. Полным ходом идет клонирование российских и западных передач, а некоторые из них вовсе переводятся с языка зарубежной продукции. Необходимо увеличить госзаказ на производство современных социальных роликов с Национальным колоритом, на тему патриотического воспитания и образовательно-познавательного характера – «об айтысе», «об асык ату», «о кокпаре», «о казахских акынах и писателях», «о происхождении демократии в казахской степи испокон «Жеты жаргы», «о массовом переселении представителей различных национальностей и добродушной их встречи казахским народом», «о государственной поддержке инвалидов, детей-сирот, малообеспеченных слоев населения», «о проектах по трудоустройству молодежи», «о программе «Болашак» и т.д. Но, надо признать, что с начала года идет положительный сдвиг в сторону наполняемости эфира отечественными сериалами и фильмами. В четвертых, необходимо внести изменение в статью 3 Закона «О СМИ» в части равномерного вещания телевизионных и радиопрограмм на государственном и других языках, «как в дневное время суток, так и в ночной сетке». Никому не секрет, что на многих отечественных каналах вещание на государственном языке осуществляется в ночное время суток. Это проверенный факт. В пятых, предлагаю создать в госсми наблюдательные советы для обеспечения прозрачности финансирования, а также в соответствующем ведомстве и регионах страны общественные советы, обеспечивающие рассмотрение обращений по вопросам нарушения свободы слова. При этом, надо учитывать, что свобода слова не есть вседозволенность».
P.S.
Реформирование государственных СМИ – это как анекдот с бородой. Все хотят реформировать, но, ни у кого не получается. По крайней мере, громоздкая и прожорливая государственная информационная машина продолжает работать на холостом ходу. Нам только остается надеяться, что на этот раз мнения журналистов и блогеров будут приняты во внимание. Проведенные опросы показали определенные ожидания от очередной попытки реформировать государственный сегмент медиа-поля. И даже жесткая критика Салимы Дуйсековой или Алишера Еликбаева – это показатель неравнодушности. Теперь же «подача» перешла к председателю агентства по связи и информации – рассказать о своих планах, о своем видении «перезагрузки» госСМИ и т.д. И мы уверены, что у г-на Жумагалиева уже есть стратегия действий, есть что сказать, а сам Аскар Куанышевич готов дать нам интервью.