Скандальный ролик со стюардессами: хороший рекламный ход или унижение для женщин?

0
579
Сегодня казахстанский интернет взорвал туристический портал «Chocotravel.kz» («поисковик» дешёвых авиабилетов и отелей, входящий в холдинг «Chocofamily» – состоит из пяти подобных интернет-проектов). Chocotravel разместил в социальных сетях новый ролик-рекламу своих услуг. Чтобы понять, почему тут же вспыхнул скандал, нужно его посмотреть. Хотя большая часть интернет-пользователей рекомендует ни в коем случае его не воспроизводить.

Осторожно! Не предназначен для тех, кто младше 21 года. Кроме того, видео может показаться оскорбительным.

Казахстанцы назвали его безвкусицей и образчиком рекламы 90-х, приёмы которой приличные компании давно забыли. Ролик посчитали сексистским – принижающим женское достоинство и выставляющим женщин легкодоступным сексуальным объектом. Кроме того, по мнению многих, он оскорбляет и мужчин, намекая на то, что в принятии решений они руководствуются исключительно инстинктами. Среди комментаторов есть и те, кто считает, что видео должно заставить негодовать авиакомпании и стюардесс, которые выставлены в неприглядном свете.

Сами того не желая, создатели этого ролика сыграли сразу на нескольких – очень тонких – струнах: это «женский вопрос» в стране, тема уята в стране, разобщённость русско- и казахскоязычной аудитории в стране и проблемы бизнеса и его продвижения в стране…

Известный политолог и публицист Бақытжан Бұқарбай в своём ФБ-посте не только дал ролику негативную оценку, но и предложил действовать – ставить оценку «1» в разделе «Отзывы» на страницах Сhocofamily и Chocotravel. Если они массированно получат плохие отзывы, рейтинг их аккаунтов в соцсети резко упадёт.

Многие из возмущённых призывали к ответу другого известного в Казахстане человека – пиарщика и блогера Алишера Еликбаева. Долгое время он возглавлял PR-службу MEGA Center Kazakhstan и сейчас занимается продвижением мировых брендов, читает тренинги. Дело в том, что он был замечен в компании управленцев Сhocofamily. Казахстанцы посчитали, что он занимается пиаром Chocotravel и сейчас, и что ролик – его идея, либо создан с его одобрения.

«Открытая Азия» спросила у Алишера Еликбаева, действительно ли он участвовал в создании этого видео, и узнала его позицию по поводу уместности такой рекламы. А в качестве альтернативы редакция предлагает мнение Бақытжана Бұқарбая. Читатель также может сообщить о своей позиции, проголосовав.

Алишер Еликбаев

пиарщик и блогер
К производству этого ролика я отношения не имел. Идея со мной не согласовывалась. Я в Chocotravel финансово не заинтересован. Но я дружу с этими ребятами, и мне не пофиг, что там происходит.

И я от друзей никогда не отрекаюсь. Учитывая мои дружеские взаимоотношения с Chocotravel, я могу взять часть ответственности на себя. Ролик есть. Да, он спорный, на мой взгляд.

Но я думаю, что с точки зрения эксперимента сами ребята были готовы к хайпу, который возник. И я думаю, что они изначально всё это просчитывали.

Взять хоть все скандалы, которые были связаны с лоукостерами ли, с большими ли авиакомпаниями. Помните, как United Airlines высадили пассажира, избили его? И все возмущались, говорили: «Как так можно?! Бойкот United Airlines!» И мы видим, что показывают финансовые отчёты: прибыль компании возросла.

Ryanair делает то же самое: говорит, что у них туалеты будут платными. Авиакомпания «Победа» рассаживает матерей с детьми в разные точки салона – это рождает огромное количество постов в социальных сетях, возмущений и всего остального. И получается, что они потом смотрят отчёт о прибылях: и там всё хорошо, прекрасно даже.

Я думаю, что пацаны пошли на рискованный шаг, сделав этот ролик. Но готов об эффективности его судить ровно через месяц. Если ребята сейчас продают билетов условно на миллиард тенге в месяц, то надо посмотреть в начале сентября-конце августа – если они продадут на – условно – миллиард двести миллионов тенге авиабилетов, значит, эксперимент удался. Если продадут на 800-900 миллионов, есть над чем подумать: значит, наша аудитория мировые тренды «не хавает».

По поводу сексизма я ничего не могу сказать, потому что есть такой же ролик с мужчинами. Они, видимо, его придерживают, но я вам скажу, что он есть. Я не знаю, на какой вариант они его предусмотрели, и когда они его планируют выдать.

Просто когда ты имеешь с кем-то отношения, ты должен уметь часть репутации передавать. Я эту ответственность свою понимаю. Мне звонят мои близкие друзья, которые возмущаются, мне звонят коллеги, которые возмущаются. Но есть и звонки, когда говорят: «Круто сделали на самом деле! Это такая шумиха!» Но не все коллеги меня понимают, говорят: «Отрекись от них!» Не буду я от них отрекаться.

Это нормально – оскорблённые люди должны быть. Я думаю, что когда снимался этот ролик, они понимали, что такие люди будут. Там же неглупые ребята сидят, они просчитывают такие вещи. У них нет никакой истерики по поводу того, что: «Ай, понизили нам рейтинги! Всё пропало, шеф!» Все просто наблюдают. Если бы моё мнение спросили, я бы сказал: «Ребята, не надо!» Цена вопроса – 200 миллионов тенге!

Бақытжан Бұқарбай
политолог и публицист
Это очень безвкусная реклама, которая не учитывает особенностей нашей аудитории. Я, конечно, не ханжа. И я приветствую, чтобы у нас были свои сильные компании с хорошими управленческими решениями. Но надо понимать, что это была «хорошая» такая, сильная осечка. Потому что принцип «sex sells» уже не работает – другие времена, другая аудитория.

Надо не упускать из вида контекст. Понятное дело, что они рекламу делали для казахстанского общества, не для зарубежного; основные их клиенты – это наши граждане. И надо учитывать такие вещи, как состояние прав женщин в стране: в новостях каждый день читаем, как их крадут, убивают, насилуют. И такие эксперименты, такая подача неприемлемы. Компания должна в любом случае чувствовать какую-то социальную ответственность за свои деяния. Это первое.

Во-вторых, вы сами знаете, есть особенности восприятия казахскоязычной аудитории. А в ролике присутствует девушка-казашка – всё это наталкивает на мысль: вот есть тренд, есть уят, и можно при низком бюджете благодаря уятменам поднять хорошую просматриваемость, запустить рекламу-вирус. Это тоже достаточно примитивная формула, которая не красит компанию.

По поводу призыва к негативным отзывам. Вот я написал пост и возможны два варианта: они действительно отреагируют и попросят прощения, либо скажут: «Это то, что нам нужно – слава пришла!» А когда ты призываешь всех минусовать на их странице, это просто не оставляет вариантов для них.

Я думаю, на такие вещи они будут болезненно реагировать, потому что заработать хорошую оценку на страничках в социальной сети это требует больших усилий, качественного труда. И в следующий раз будут думать головой, прежде чем делать такие неугодные ролики.

Я вообще не приветствую всякие начинания, в которых занижена роль женщины. Сексизм никого не красит. Это проявление какого-то средневековья. Я не думаю, что они позиционируют себя как компанию со средневековыми замашками.

Что касается возможного ролика с участием мужчин: я вообще приветствую свободу самовыражения. Но это не говорит о том, что нужно игнорировать особенности того общества, в котором ты живёшь, менталитет своих сограждан. Проблем нет – они могут снимать хоть кого. Это в любом случае показатель их уровня, и, соответственно, последует реакция.

Пусть этот ролик выйдет, потом посмотрим. Я не могу, не посмотрев, что-то комментировать. Хотя вряд ли я буду это смотреть – вообще не хочу иметь отношения к компании, которая придумывает такие вещи. Многие пишут, что всё, больше не будут их клиентами. Люди же голосуют и голосуют тенге. Поэтому пусть производят, если им такой мазохизм по кайфу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.